Перцептивная сторона общения


Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения" (Краткий психологический словарь). Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения.

Термин "прочтение" или "чтение" другого человека был введен С.Л.Рубинштейном для характеристики механизма ориентирования в поведении другого человека в процессе взаимодействия с ним. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению".

На что ориентируется человек, "читая" т.е. познавая другого человека? А.А.Бодалев (-1981) указывает на связь познания людьми ДРУГ друга с "прочтением" их вербального и невербального поведения, с испытываемыми друг к другу чувствами, с личностными образованиями (потребностями, интересами, ценностными ориентациями, общими и специальными способностями, чертами характера), с представлениями памяти друг о друге и образами воображения, со спецификой деятельности, объединяющей людей и программирующей для каждого определенные роли, с характеристиками коллектива (малой группы), членом которой является человек и положением(позицией) человека в коллективе, а также с познанием человеком самого себя.

Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека (Бодалев, 1983).

При этом необходимо учитывать, что каждый человек является одновременно или последовательно членом нескольких малых групп, в каждой из которых выполняет определенную внутригрупповую роль, т.е. определенное поведение, которое ожидается от него членами группы в соответствии с сформированным в предшествующем общении образом этого человека. Внутригрупповые роли оказывают решающее влияние на формирование у человека представлений о себе или "Я-образа". Актуальная роль субъекта в данной коммуникативной ситуации есть его поведение в соответствии с одним из "Я-образов", имеющихся у него, проявляющееся, в частности, в интонации, манере двигаться, жестах и т.д. Интегрированные "Я-образы" образуют "психологический автопортрет", из которого постепенно вытесняются противоречащие друг другу черты или черты, не совпадающие с самооценкой. Таким образом, "Я-образ" может быть представлен в виде "зеркала, но с изменяющейся кривизной поверхности", причем эти изменения зависят от самого автопортрета" (Добрович, -1980. - С.76).

Экспериментальным подтверждением психологической реальности психологического автопортрета является следующий эксперимент. Было сконструировано зеркало, кривизну которого испытуемый мог менять по собственному усмотрению, вращая ручку настройки. Группе подростков было сказано, что каждый из них, глядя в это зеркало, должен отрегулировать его кривизну таким образом, чтобы изображение было "правильным". И почти все подростки избрали кривизну, делавшую их в зеркале более широкоплечими, чем в жизни. При этом они были убеждены, что выглядят так "на самом деле" (Добрович, 1980).

Если психологический автопортрет есть интеграция множества "Я-образов", то разговор с самим собой можно представить как общение с собой в роли другого, или в другой своей индивидуальной роли. Переход от автокоммуникации к внешней предполагает вытеснение своего "Я-образа" на периферию внимания, чтобы в центр внимания поставить восприятие реального внешнего партнера, его социальной роли на данный момент и его межличностном роли (т.е. отношения ко мне), а также восприятие своей актуальной роли глазами партнера (что он ждет от нас). В дальнейшем, в ходе общения эти образы уточняются, приводя, в свою очередь к уточнению ролей, т.е. к более эффективному общению, к лучшему взаимопониманию.

Механизмами "прочтения" являются процессы сравнения, идентификации, апперцепции и рефлексии. Когнитивная идентификация представляет собой субъективное представление о тождественности собственных свойств свойствам партнера (совпадение самооценок и оценок, приписываемых партнеру). Идентификация возникает на основе достаточно длительного общения. Так экспериментально было показано, что супруги, давно живущие друг с другом, обнаруживают большую идентификацию, чем молодожены (Обозов, 4981). Процесс апперцепции хорошо описал М.М.Бахтин: "Строя свое высказывание, я стараюсь его (ответ собеседника. - Ж.Г.) активно определить, с другой же стороны я стараюсь его предвосхитить, и этот предвосхищаемый ответ в свою очередь оказывает активное воздействие на мое высказывание (я парирую возражения, которые предвижу, прибегаю ко всякого рода оговоркам и т.п.). Говоря, я всегда учитываю апперцептивный фон восприятия моей речи адресатом и насколько он осведомлен в ситуации..., его взгляды и убеждения, его предубеждения (с нашей точки зрения), его симпатии и антипатии - ведь все это будет определять активное ответное понимание им моего высказывания. Этот учет определит и выбор жанра высказывания и выбор композиционных приемов и, наконец, выбор языковых средств, т.е. стиль высказывания".

При этом следует учитывать, что в отличие от восприятия объектов, восприятие человека влечет за собой двойное взаимодействие: воспринимающий самим фактом своего присутствия и особенностями поведения при восприятии другого может изменить характеристики человека, которого он воспринимает и оценивает ( McDavid, Harari ( £968). Это особенно важно иметь в виду при анализе терапевтом процессов общения в малых терапевтических группах больных, так как это общение происходит, как правило, в присутствии и под наблюдением экспериментатора, если только он сам не становится участником группового общения. Но и в этом последнем случае он остается (в большей или меньшей степени) наблюдателем для остальных членов группы, являющихся, в свою очередь, объектом восприятия.

Таким образом, упомянутый выше «психологический подтекст" К воспринимаемому поведению, описанный С.Л.Рубинштейном, воздействует не только как перцептивный фактор, но и как механизм, видоизменяющий поведение воспринимаемого, адаптирующий его к последующему восприятию. Это еще раз подчеркивает единство перцептивной и коммуникативной стороны общения.

Иным механизмом "прочтения другого" в общении является процесс рефлексии, т.е. осознания того, каким тебя воспринимают другие. Это сложный процесс, включающий, как минимум, шесть позиций взаимоотображений субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности, субъект, каким он видит самого себя, субъект, каким он видится другому, и те же три позиции, но в восприятии другого субъекта, ибо рефлексия есть процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга..." (Краткий психологический словарь, -1985. - С.304).

Можно себе представить в таком случае, насколько сложными становятся процессы восприятия друг друга при групповом общении, где число позиций взаимоотображения бесконечно увеличивается, где каждый субъект является объектом наблюдения сразу нескольких членов группы, каждый из которых, даже не ставя такой задачи, самим своим присутствием, т.е. ролью воспринимающего и оценивающего, может видоизменять поведение воспринимаемого.

Изменение деятельности человека в присутствии других может происходить в двух направлениях: с одной стороны, как уже указывалось выше, существенно интенсифицируется индивидуальная активность, продуктивность деятельности, а с другой - понижается ее качество, т.е. она становится менее оригинальной и нестандартной (Aiiport, 1920). А.У.Хараш объясняет эти экспериментально полученные факты тенденцией к утрате свободы самовыражения и усреднению индивидуальной деятельности в присутствии других, что выражается в деиндивидуализации ее конечного продукта, вследствие осознанного или неосознанного стремления субъекта удовлетворить предполагаемому им в наблюдателе ожиданию понятности (Хараш. Восприятие человека.

Однако возможна такал организация общения в группе, и прежде всего мотивационной основы общения, когда деятельность в присутствии других улучшается не только количественно, но и качественно, т.е. становится более оригинальной, более индивидуализированной. Это происходит тогда, когда общающийся ориентируется в своей деятельности, в первую очередь, "смыслом для себя", не требующим другого мотива, кроме того предмета, на который направлена его деятельность, в то время как "смысл для других" предполагает "наличие за каждым элементом поведения, презентируемого воспринимающему определенного социально кодифицированного, конвенционального и общедоступного значения".

По мнению В.А.Петровского, генетически начальной формой восприятия человека человеком является переживание собственной динамики в контакте с другим человеком. Над этим уровнем надстраиваются уровни объектного и субъектного восприятия. Способность индивида "быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою отраженность ("персонализированность") в них" (В. А. Петровский, 1985) характеризует особое "системное" по А.Н. Леонтьеву качество индивида, т.е. личность. Поэтому экспериментальное исследование личности должно охватывать, как минимум, 2-х участников: исследуемого и испытуемого (носителя отраженной субъектности исследуемого).

Иначе говоря, экспериментальное исследование личности, как в норме, так и в патологии невозможно без учета неразрывной связи личности и общения.



Реклама