Интерактивная сторона общения


"Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия" (Краткий психологический словарь).

Необходимым условием этого является интерсубъектность знака, т.е. единая или сходная система кодирования и декодирования у участников взаимодействия, т.е. у коммуникатора и реципиента. Знаковая система (или точнее, системы) включает не только естественные и искусственные языки типа шифровок или языка глухонемых, но и систему паракоммуникаций (мимику, жесты, пантомимику, интонацию, локомоцию, язык взглядов, поз, умолчаний ' и т.п.). "Мы не можем полностью перевести так называемые "высказывания" мима на язык понятий, и, однако, понимаем их. Во всяком случае, многие испытывают взволнованность и благодарность артисту за то, что он нам "Сказал".

Следовательно, вопросу "что передается?" в схеме Лассуэлла должен предшествовать вопрос "на каком языке?" или "с помощью какого кода?" происходит общение. Правомерность выделения этого звена в структуре общения подтверждается и данными афазиологии. Красочные примеры последних приводит В.Овчинников, описывая специфику деловых контактов у японцев. Излюбленная пословица в Японии молчание красноречивее слов" отражает специфику делового общения: стремление избегать прямых утверждений, открытого столкновения мнений, выражения несогласия. Что же касается самого языка, то он в большей степени, чем у других народов, обрел ритуальные функции, роль словесной смазки для механизма человеческих взаимоотношении".

При самых грубых нарушениях речи с практически отсутствующим пониманием речевого сообщения у больного сохраняется возможность общение становится информативным и обретает всю полноту смысла). отличить сообщение, передаваемое на родном языке от сообщения на иностранном языке (Boiler, creen, 1972).

Контекст может быть очень узким, определяемым сиюминутной ситуацией общения. Вспомним, известный пример диалога на трамвайной остановке, когда контекст, созданный ситуацией ожидания определенного трамвая, обеспечил взаимопонимание с помощью минимума речевых средств: Первый человек: "А"? Второй человек: "Б". Первый человек: "а...а...а..."

Значимость понятий "код", "контекст" вызвала необходимость других связей между ними. Более современная модель Р.Якобсона включает уже 6 компонентов. Важным компонентом интерактивной стороны общения является также понятие социальной роли. А.Н.Леонтьев определял "роль" как программу, "которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающее определенное место в структуре той или иной социальной группы.

В последнем случае, очевидно установка качественно различна, в независимости от того, будет ли контакт непосредственным (включающие речь и невербальные средства коммуникации) или опосредствованным помощью телефона, радио, сигнальных флажков и т.д.).

Установка участника общения определяется также той личностной позицией, которую он принял в данной ситуации общения и которая делает его поведение адаптивным к этой коммуникативной ситуации.

Большое значение имеет также способ объединения индивидуальных участников взаимодействия (ролевых, пространственно-временных)

1. Адресант (тот, кто посылает сообщение).

2. Адресат (тот, кому предназначено сообщение).

3. Сообщение (содержание передаваемой информации).

4. Код (система правил языка, с помощью которых оформляется сообщение).

Важно учитывать, что эти ожидания, определяющие общие контуры. Контекст (заранее заданное смысловое поле, в котором сообраны социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, так как их субъектом является не индивид, а общество (Андреева, 1980). Если человек не оправдывает ролевых ожиданий общества, он вступает с ним в опасный конфликт. Роль включается в жизнь личности, воплощается в его поведении в форме операциональных или смысловых установок (Асмолов, -1984). Степень включения роли в жизнь личности зависит от того, насколько присвоена, интериоризирована роль.

Красочные примеры воздействия социальной роли на поведение человека в различных коммуникативных ситуациях приводит А.Б.Добрович: "Я внутренне сжимаюсь от страха, но социальная роль Командира побуждает меня поднять солдат в атаку. Мне хочется спать, но социальная роль Начальника требует, чтобы я продолжал вести совещание. Я багровею от гнева, но социальная роль Ученика запрещает мне дерзить мастеру. Если продавец куда-то отлучился, я мог бы и сам взять нужный товар, оставив чек на прилавке, но социальная роль Покупателя помешает мне сделать это. Я терпеть не могу тетю Полю, но социальная роль Родственника заставляет меня навещать ее хотя бы изредка и беседовать с ней".

При этом каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно и начальником, и покупателем, и родственником и т.п. Ряд ролей предписаны человеку от рождения (например, быть женщиной или мужчиной), другие обретаются прижизненно. Социальные роли могут не совпадать и даже противоречить друг другу, создавая "межролевые конфликты" (Кон, 1984). Легко, например, представить себе межролевой конфликт высокомерного начальника и терпеливого покупателя, общающегося с не слишком любезной продавщицей. Таким образом, каждая социальная роль не означает абсолютной заданности, шаблонности поведения, но предполагает некоторый "диапазон возможностей", индивидуальный "стиль исполнения роли" (Андреева, 1980).

Как указывалось выше, в общении реализуются одновременно два ряда отношений человека: общественные и межличностные. Поэтому каждый человек помимо определенных социальных ролей одновременно выполняет и ряд межличностных ролей: друга или недоброжелателя, подопечного или покровителя, уважаемого или презираемого и т.д. Именно расхождение между социальной и межличностной ролью (например, "строгий отец", давно не пользующийся уважением домашних) делает человека "актером поневоле".

Правда, у самих актеров есть другое мнение о возможностях общения актера. Вспомним слова Р.Быкова из его вызвавшей широкую полемику статьи "До и после Чучела": "...может быть, я никогда не бываю так искренен, как именно в тот момент, когда я артист. Прикрытый ролью, как маской на маскараде, я могу пойти на такую искренность, какая, может быть, и непозволительна в жизни. Я могу рассказать все самое сокровенное о своих любимых, и никто не скажет мне, что это нескромно. Я могу с беспощадностью все поведать о своем враге, и никто не упрекнет меня в том, что я неблагороден".

Вероятно, эта специфика ролевого поведения актера (настоящего Артиста) делает его контакт со зрителями эффективным, обеспечивает взаимопонимание артиста, и зрителя. В жизни межролевой конфликт, как правило, является Отражением нарушений взаимопонимания участников общения, затрудняющего выработку общей стратегии взаимодействия .

Главной особенностью контакта является то, что это "коммуникация с обратной связью - процесс взаимоизменений поведения. Коммуникативные умения включают навык использования обратной связи, наблюдательность в отношении внутреннего мира другого, его и своего места в системе межличностных отношений, а также умение сказать другому о том, каким он воспринимается в каждой конкретной ситуации так, чтобы эта информация была бы им принята и по возможности конструктивно использована им (Арутюнян и Петровская).

Здесь обнаруживается неразрывная связь интерактивной и перцептивной сторон общения. Впрочем, само собой разумеется, что выделение каждой из сторон достаточно условно и определяется задачами их более детального анализа, а в реальном процессе общения все три стороны взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.



Реклама