Раздельное обучение мальчиков и девочек. За и против.


Идея раздельного обучения мальчиков и девочек не нова. В Царской России обучение юношей и девушек осуществлялось исключительно по данному принципу: отдельно существовали мужские гимназии и отдельно женские. Но в то время основой для раздельного обучения была идея о том, что мужчинам и женщинам нужны совершенно разные знания для эффективного вхождения в общество, а также что женщины, в принципе, не способны овладеть некоторыми науками, в частными точными и техническими дисциплинами. Девушек готовили к роли матери, жены и домохозяйки. В перечне изучаемых дисциплин, кроме уроков словесности и изучения иностранных языков, было домоводство, танцы, занятия рукоделием. Для мальчиков и юношей перечень изучаемых предметов был значительно шире. К тому же они имели возможность обучаться в высших учебных заведениях, в которые девушкам доступ был закрыт.

С приходом советской власти и провозглашением всеобщего равенства, закреплением это равенства в Конституции на смену гомогенным классам пришло смешанное образование. Такой метод обучения считался более прогрессивным. Учеными-педагогами того периода подчеркивалось, что смешанное обучение способствует более успешному формированию дружбы и товарищества между детьми и подростками противоположного пола.

Однако в 1943 г. практика раздельного по полу обучения в советской системе образования восстанавливается. Постановлением Совета Народных Комиссаров было узаконено раздельное обучение в крупных городах. Снова мальчики и девочки учились в раздельных школах.

Организация гомогенного обучения объясняется, в первую очередь, государственными интересами. Советская концепция раздельного обучения должна была воплощать в себе новую государственную политику в отношении семьи, брака, советской женщины и советского мужчины, отношений между полами и сексуальности.

Образ матери как господствующей фигуры в семье был основой в женском образовании. В мужском образовании доминировал образ мужчины как защитника Отечества. Девочек воспитывали, как будущих матерей, а мальчиков, как воинов, но в то же время предполагалось, что и девочки и мальчики будут одинаково добросовестно трудиться на производстве, прежде всего, на благо своей Родины. Официальная идеология формировала светлый образ «матери–труженицы», удовлетворяющей сразу двум важнейшим общественным потребностям – демографической и производственной. Эти цели находили отражение в учебных образовательных программах. В мужских школах по сравнению с женскими большее внимание уделялось допризывной и физической подготовке. В женских школах девушки изучали такие предметы, как стенография, педагогика, рукоделие, а в учебной программе мужских школ таких предметов не было.

Как чувствовали себя дети в таких условиях обучения? Моральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться только на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались. Вспоминая это время, известный советский и российский психолог И. С. Кон пишет: «Работая в свои студенческие и аспирантские годы (1946–1950) внештатным инструктором по школам Куйбышевского райкома комсомола Ленинграда (наша территория шла вдоль всего Невского проспекта), я имел возможность наблюдать, как в мужских школах расцветал мат-перемат, а женские школы некоторые директрисы старались превратить в подобие дореволюционных институтов благородных девиц, не допуская туда «этих отвратительных мальчишек». В 1954 г. раздельное по полу обучение было отменено, и советская школа опять стала смешанной.

В настоящее время раздельное обучение, существовавшее в дореволюционной России и практиковавшееся в СССР в 1943-54гг., выходит на новую ступень своего развития. Первые эксперименты современного раздельного обучения начались еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Так, в московской школе №760 уже 20 лет обучение ведется по системе доктора Владимира Базарного. Раздельное обучение также практикуется на базе трех школ Санкт-Петербурга и в школе №13 г.Сибай в Башкирии. А в Ставропольском крае с 2001 года начался полномасштабный эксперимент: там созданы отдельные классы для мальчиков и девочек в 130 школах. Всего за последнее десятилетие гомогенные классы появились в более чем 60 регионах РФ. Современное раздельное образование имеет ряд характерных отличительных особенностей по сравнению с раздельным по полу обучением в дореволюционный период и в советское время: мальчики и девочки учатся в раздельных классах, но, чаще всего, в стенах одной и той же школы. Перечень базовых предметов един для всех, отличаются дисциплины, входящие в вариативную часть. Большинство внеклассных мероприятий дети обоих полов проводят совместно.

Какие аргументы приводятся в пользу раздельного обучения?

В присутствии мальчиков девочки, которые, как известно, созревают раньше, больше озабочены впечатлением, которое производят, чем учебой. А мальчики свое внимание пока еще не могут выразить иначе, как через насмешки и обидные замечания. Уроки превращаются в войну полов. Тем более, что мальчикам на фоне явно повзрослевших ровесниц приходится чувствовать себя очень неуверенно.

Отечественные исследователи считают, что девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные составляющие женского типа личности. Им приходится одновременно, и конкурировать с мальчиками в учебе, и пытаться понравиться им. Все это приводит к тому, что девочки становятся агрессивными, порой даже жестокими, теряют уважение к мужчине (и это серьезно подрывает будущую семейную жизнь). Но в то же время они чувствуют себя беспомощными перед силой и «взрывным» характером поведения мальчиков.

В пользу раздельного обучения говорят и функциональные особенности женского и мужского мозга.

Психологи знают, что учить ребенка с «правополушарным» мышлением нужно иначе, чем с «левополушарным». Девочки, как правило, «правополушарные», поэтому они более подвержены эмоциям, всю получаемую информацию должны «пропустить» через себя и прочувствовать. Девочки очень ярко воспринимают критику, особенно от старших, поэтому ее нужно дозировать. Мальчики же (и это известно «любому учителю) обладают потрясающей способностью «не слышать" наставлений и нотаций. Включается так называемый механизм сенсорной защиты в мозгу, который «срабатывает» при долгом эмоциональном напряжении. Поэтому нужно выбирать другой способ влияния на них, конкретизировать претензии и выражать их коротко.

Изучив работы российских психологов и педагогов занимающихся проблемой раздельного обучения (В.А. Геодакяна, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, В.Ф. Базарного, И.С. Клециной) и опыт Российских школ,  в 2003-2004 учебном году в Рыбницкой средней школе №11 в параллели пятых классов  были созданы гомогенные классы (класс мальчиков и класс девочек).

Итоги эксперимента по раздельному образованию в МОУ «Рыбницкая  русская средняя общеобразовательная школа №11»

Эксперимент по введению раздельного обучения в средней школе №11г. Рыбница начался в 2003-2004 учебном году. В параллели 5-х классов были созданы два гомогенных класса (класс мальчиков, класс девочек) и контрольный смешанный класс, где обучались и мальчики, и девочки.

Целью эксперимента было создание в классах благоприятного психологического климата, способствующего гармоничному развитию личности школьника. Также планировалось повысить результативность обучения, учитывая особенности развития и протекания у мальчиков и девочек различных психических процессов и функций.

Польза от введения раздельного обучения, зависит от возраста учеников. Раздельное обучение было введено с пятого класса, исходя из предположения, что это поможет учащимся преодолеть трудности в общении, которые возникают у мальчиков и девочек с началом подросткового возраста; будет способствовать созданию более благоприятного психологического климата в классном коллективе, что, в свою очередь, положительно отразится на уровне знаний и успеваемости учащихся.

Эксперимент продолжался с 2003-2004 учебного года и завершился в 2007-2008 учебном году. На протяжении всех пяти лет в гомогенных классах и контрольном смешанном классе регулярно проводились психологическая  диагностика, позволяющая отслеживать протекание психических процессов и развитие личности учащихся, а также срезы знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся по предметам.

Анализируя результаты, полученные в течение пяти лет эксперимента, были сделаны следующие выводы о психологических особенностях обучения классов с раздельным обучением мальчиков и девочек:

1. Был выявлен ряд положительных моментов обучения учащихся в гомогенных классах, наблюдавшихся на протяжении всех лет эксперимента:

  ·  В обоих гомогенных классах уровень самооценки был выше, чем в смешанном классе.

  ·  Выше был уровень мотива достижения успеха, то есть, обучаясь в гомогенном классе, ребенок больше верит в свои силы, не опасаясь насмешки со стороны. Вероятно, снижается страх негативной оценки со стороны противоположного пола.

  ·  Отдельно необходимо отметить положительный эффект, наблюдавшийся в классе мальчиков. Подобное обучение дало им возможность раскрыться и попробовать себя в тех ролях, которые традиционно в школе отданы девочкам. Мальчики показали, что могут быть ответственными, аккуратными и подчиняться дисциплине. Ведь в смешанных классах не всегда наблюдается пропорциональное соотношение мальчиков и девочек. Нередко мы наблюдаем классы, где 20 девочек и 5 мальчиков. В этом случае мальчики всегда оказываются "на вторых ролях" и совершенно не принимают активного участия в жизни класса. Подобный негативный эффект можно наблюдать и в классах, где мальчиков значительно больше, чем девочек

  ·  Раздельное по полу обучение позволяет учитывать неравномерность развития мальчиков и девочек.
Мальчики и девочки вступают в начало подросткового кризиса в разное время. У девочек начало подросткового кризиса в основном пришлось на 6-7 класс, у мальчиков на 7-8. и обучение в гомогенных классах позволило им лучше справиться с этим возрастным кризисом.

2. В течение первых трех лет обучения мы наблюдали выраженное снижение тревожности в гомогенных классах. Для изучения уровня тревожности мы использовали опросник Филлипса, который позволяет выделить восемь тревожных синдромов, связанных с различными школьными ситуациями. Результаты диагностики представлены в Гистограммах 1-3.

Гистограмма 1

Уровень негативного отношения к школе

Гистограмма 2

Страх проверки знания в школе

Гистограмма 3

Страх самовыражения в школе

Как видно из гистограмм по сравнению со смешанным контрольным классом в гомогенных классах ниже следующие виды тревожности: общая тревожность, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. К восьмому классу средний показатель тревожности между гомогенными классами и смешанным классом практически выровнялся.

3. Обучение в гомогенных классах существенным образом влияет на уровень агрессии учащихся. Для изучения агрессии использовался опросник Басса-Дарки. Данные диагностических срезов покали, что наиболее выражена разница между результатами уровня агрессии класса девочек и девочек из контрольного класса. Результаты представлены в Таблице 1

Формы агрессивных реакций

класс девочек

смешанный класс (девочки)

класс мальчиков

смешанный класс (мальчики)

Физическая агрессия

4,8

7

5,4

5,9

Вербальная агрессия

4,05

5,8

7,1

6,1

Индекс враждебности

10,5

14,5

10,9

12,8

Индекс агрессивности

18,5

21

21,7

21,3

Как видно из представленной таблицы, индекс враждебности в классе девочек составляет 10,5 и 14,5 в смешанном классе. Индекс агрессивности 18,5 и 21 соответственно. Разница между результатами мальчиков из гомогенного и смешанного классов была не столь выраженной. Но считаем необходимым отметить следующую важную особенность: в классе мальчиков вербальная агрессия преобладала над физической. То есть мы наблюдали снижение физической агрессии, которая традиционно считается выше у мальчиков, чем у девочек. Мы сделали вывод, что мальчики, находясь в однополой среде, легче "договариваются" при разрешении возникающих конфликтов, не возникает  необходимости "демонстрации" перед девочками своей физической силы, что в итоге привело к снижению физической агрессии.

4.  Также отметим результаты, полученные при изучении мотивации достижения успеха. Для диагностики применялась модификация теста-опросника А.Мехрабиана, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. Мы изучали два обобщенных устойчивых мотива личности: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи. Более ярко вера в свои силы и стремление достичь успеха проявлялось у мальчиков из экспериментального класса. В среднем за 4 года эксперимента в классе мальчиков уровень мотивации достижения успеха был на 17% выше, чем у мальчиков из контрольного класса. Мотив избегания неудачи в классе мальчиков на 10% ниже, чем в контрольном классе. Эти данные позволили нам сделать вывод, что мальчики, обучающиеся в экспериментальном классе, больше нацелены на успех и больше верят в свои силы. Говоря простым языком, мальчики из гомогенного класса считают, что главное «добиться успеха», мальчики из контрольного – «не допустить ошибку». Разница между результатами девочек из гомогенного и смешанного класса оказалась незначительной.

5. Крайне важно отметить тот факт, что выраженный положительный эффект мы наблюдали на протяжении первых четырех лет эксперимента, с 5-го по 8-й класс.

На пятый год эксперимента, в девятом классе, показатели экспериментального и контрольного классов по многим диагностическим срезам существенно не отличались. Выровнялись показатели тревожности и уровня агрессии. Уровень самооценки также стал нестабильным. Многие учителя отмечали падение уровня дисциплины в гомогенных классах и обострение отношений внутри коллектива. Появилась фиксированность на сексуальных темах, и навязчивый интерес к представителям противоположного пола. Считаем необходимым учесть данный факт при проведении подобных экспериментов и в связи с этим, возможно, изменить возраст учащихся в эксперименте. Рекомендуем начинать эксперимент еще в начальной школе и завершать его в 8-м классе, когда все учащиеся пройдут пик подросткового кризиса.

6. В ходе эксперимента в соответствии с задачей максимально возможного учета в обучении психофизиологических особенностей мальчиков и девочек нами были выработаны и апробированы специфические приемы и методы работы на уроках в классах с раздельным обучением.

В классах мальчиков учебный материал желательно давать в высоком темпе, сочетая с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации.

Необходимо разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке должна строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений.

Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала должно проходить после практической работы, т.е. через опыт. В работе с мальчиками целесообразной является дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, “включение” положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Кроме того, рекомендуем использовать групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной. Стимулом к развитию для мальчиков служит конкретная оценка значимой для них деятельности. Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала в классах мальчиков должна быть в следующей последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению.

В классах девочек необходимо использовать размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил с последующим обучением применению их на практике также оказалось высокопродуктивным.
Обязательным на уроках в классах девочек должно быть использование большого количества наглядного материала, продуктивным — обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также являются эффективными, но акцент должен быть сделан на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.

Основной вывод, который мы хотим сделать по итогам пятилетнего эксперимента, организованного в нашей школе: при условии правильной организации учебного процесса и верного выбора возраста учащихся, раздельное обучение дает хорошие результаты по адаптации учащихся, способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Этот вид обучения позволяет создать в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха, позволяет эффективно решить проблему перехода к обучению среднем звене школе.

Таблица. Основные принципы работы в классах с раздельным обучением.

Класс мальчиков

Класс девочек

Высокий темп подачи материала

Размеренный темп урока

Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации

Достаточное количество повторений для усвоения

Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых задач

Дозирование объема и разнообразия новой информации

Большое количество нестандартных, логических заданий

Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями

Минимизированное количество повторений пройденного материала

Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций ко логическому осмыслению

Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений

Подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике

Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с обязательной сменой лидера

Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь

Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, чувства через логику

Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память

Подход к формированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом

Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы

Автор: Ольга Пурахина, психолог МОУ "Рыбницкая русская средняя общеобразовательная школа №11" 

Реклама