Восстановление экономики в СССР после войны


Экономические и демографические потери СССР во Второй Мировой войне

Возвращение к мирной жизни предполагало, прежде всего, восстановление экономики и ее переориентацию на мирные цели. Нанесенные войной человеческие и материальные потери были очень тяжелы. Их масштаб определялся не только жестокостью нацистов по отношению к населению, состоящего, по их мнению, из представителей низших рас, грабежом обширных территорий, находившихся под немецкой оккупацией в отдельных случаях до трех лет, но и ошибками советского командования, приведшим к гибели и пленению миллионов солдат.

В отношении людских потерь итог войны может быть определен только приблизительно, путем сопоставления различных статистических выкладок. Точных данных на до сих пор: приблизительно общин потери убитыми оцениваются в 27 млн. человек. это число включает в себя солдат и офицеров действующей армии, военнопленных, лиц. угнанных на принудительные работы, и жертвы среди гражданского населения. В 1946 году население СССР составляло 172 млн. человек; это едва превышало уровень 1939 года, накануне включения в Советский Союз территорий с населением около 23 млн. человек. Потери составили шестую часть активного населения, в котором доля женщин после войны достигла 56%.

Потери союзников были в десятки раз меньше: США потеряли 405 тысяч, Англия – 375 тысяч своих граждан. Разница огромная, и в несоизмеримых человеческих потерях СССР нельзя обвинять только фашистскую Германию.

Потери в экономическом потенциале подсчитаны более точно. 13 сентября 1945 года газета «Правда» опубликовала сообщение Чрезвычайной государственно комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Оккупанты разграбили, разрушили и сожгли на территории СССР 1700 городов, более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова 35 миллионов человек. Было выведено из строя около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей, 13 тысяч железнодорожных мостов, 16 тысяч паровозов, свыше 400 тысяч вагонов. Были разграблены и разорены 98 тысяч колхозов, около 2 тысяч совхозов, 3 тысячи машинно-тракторных станций. За годы войны сельское хозяйство СССР лишилось 137 тысяч тракторов, поголовье лошадей сократилось на 50%, свиней на 65%, крупного рогатого скота – на 20%.

В сентябре 1945 года сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 миллиардов рублей Если же учесть расходы нашей страны на перестройку промышленности на военный лад, ведение войны и потери доходов районов, захваченных фашистами, то ущерб составлял 2 трлн. 596 млрд. рублей. Для сравнения – все доходы государственного бюджета в 1940 году равнялись 180 млрд. рублей.

В результате понесенных потерь народное хозяйство было отброшено назад: по производству цемента и выделке деловой древесины до уровня 1928–1929 гг., по выпуску угля, стали, черных металлов до уровня 1934–1938 гг., то есть не менее, чем на 10 лет.

Исключительную остроту представляла проблема кадров. Так, по сравнению с довоенным периодом, общая численность рабочих и служащих сократилась более, чем на 5 млн. человек (с 33,9 млн. в 1940 году до 28,6 млн. в 1945 г.), в том числе в промышленности – на 15%, на транспорте – на 9%, в сельском хозяйстве – на 15%. Основную долю рабочей силы составляли женщины, старики и подростки. Резко ухудшился и состав занятых на производстве. Так, численность инженерно-технических рабочих в промышленности в 1945 году была на 126 тыс. меньше, чем в 1940 г.

Помимо огромных разрушений война обусловила полную перестройку народного хозяйства на военный лад, а ее окончание вызвало необходимость новых усилий для его возвращения к условиям мирного времени.

Выбор курса развития экономики в послевоенное время

Возвращение в мирные условия предполагало необходимость не только восстановления экономики, но и выбора путей этого процесса: поддержать ли и связать наметившиеся во время войны направление эволюции или же отвергнуть их и вернуться к модели развития 30-х годов.

Эти важнейшие вопросы стали предметом напряженной дискуссии при рассмотрении в 1945–1946 гг. проекта четвертого пятилетнего плана. Дискуссия завершилась победой сторонников возврата к довоенной модели экономического развития. На выбор путей восстановления экономики существенное влияние оказывала оценка международной обстановки.

Сторонники более уравновешенного экономического развития, некоторого смягчения волюнтаристских методов считали, что с установлением мира капиталистические страны должны испытать жестокий экономический и политический кризис, учитывая еще и возможность конфликта между ними из-за передела колониальных империй. Согласно этому видению, для СССР не существовало в тот момент никакой угрозы со стороны западных держав. Кроме того, Советский Союз располагал реальными возможностями для маневра, поскольку мог выступить в качестве рынка сбыта для экономики капиталистических стран, охваченных кризисом. В условиях относительно благоприятного международного климата, далее, не было никакой необходимости продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности.

Напротив, сторонники возврата к модели экономического развития 30-х годов, поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности, ссылаясь на исследования экономиста Е. Варги, сделали вывод о следующем: способность капитализма справляться со своими внутренними противоречиями делала международную обстановку очень тревожной. Тем более, что обладание атомной бомбой давало им явное военное превосходство над СССР.

При таком взгляде ускоренное развитие военно-промышленной базы страны представало абсолютным приоритетом. Манипуляция растущей международной напряженностью в 1946–1947 гг., образование фронта консервативных руководителей промышленности, неурожай 1946 года – вот причины, объясняющие провал сторонников более сбалансированного развития народного хозяйства.

Восстановление и развитие промышленности

Восстановление народного хозяйства и частичная его перестройка на мирный лад началась еще с лета 1943 года – момента массового изгнания фашистов с оккупированных территорий страны. Основные положения программы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства были изложены в речи Сталина перед избирателями первых послевоенных выборов в Верховный Совет СССР 9 февраля 1946 года.

Пятилетний план восстановления и развития экономики на 1946–1950 гг. предусматривал ускоренное развитие советской экономики, подъем жизненного уровня населения, укрепление оборонной мощи страны. Промышленность должна была достигнуть довоенного уровня уже в 1948 году, а к концу пятилетки превысить его на 48%. На капитальное строительство выделялось в два раза больше средств, чем за все довоенные пятилетки, вместе взятые. Общий объем капиталовложений составлял 250,3 млрд. рублей, на промышленность выделялось 157,7 млрд. рублей, а на сельское хозяйство – 19,9 млрд. рублей.

План предусматривал и подъем производства предметов широкого потребления, замену карточной системы развернутой государственной торговлей. Предусматривалось снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурное строительство, расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д. Аналогичные планы были приняты и во всех 16 союзных республиках и 20 автономных областях.

В течение 1946 года была осуществлена перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции, а в 1948 году довоенный уровень производства был превзойден на 18%, в том числе по тяжелой промышленности – на 30%. Особое внимание в восстановительный период было уделено предприятиям черной металлургии и угольным шахтам. Однако военный уровень добычи угля в Донбассе был достигнут лишь к 1950 году, а металлургическая промышленность Украинской ССР, дававшая до войны 75% всего металла страны, была восстановлена только в 1951 году.

Возвращение к принудительным и волевым методам в промышленности началось в 1946 году, когда из-за трудностей перехода на мирную продукцию спад промышленного производства по сравнению с предшествующим годом достиг 17%. Сразу после окончания войны заметно возросла текучесть рабочей силы на предприятиях.

В 1946 году было принято несколько постановлений, пытавшихся закрепить на предприятиях рабочих, которые в поисках лучших условий труда переходили с места на место, пользуясь недостатком рабочей силы. В том же году был официально подтвержден принцип сдельной оплаты труда; что же касается норм выработки, то они были в несколько раз произвольно увеличены. Правительство вернулось к опробованной в 30-х годах политике приоритетов, которая предоставляла преимущество отдельным «крупным проектам» и отраслям (прежде всего тяжелой промышленности), консервируя низкий уровень жизни населения.

В 1947/48 гг. были воспроизведены те же экономические явления, что и в 30-е годы. Сначала взрывоподобный рост инвестиций, которые далеко выходили за предусмотренные планом показатели. Как и во время первой пятилетки, огромное число анархических начатых новостроек остались незавершенными. Инвестиционный бум, раздуваемый директорами предприятий, сопровождался инфляционными явлениями, связанными с дефицитом, трудностями в снабжении и перекосами в оплате труда, а также очень высоким ростом спроса на рабочую силу со стороны предприятий, которые больше заботились максимальным увеличением числа работающих и парка оборудования, чем созданием условий для повышения производительности труда. В результате, количество работающих увеличилось на 5,5 млн. человек, в то время как план предусматривал прибавку в 4,8 млн. человек, а производительность труда росла всего на 6% в год.

В промышленности фаза быстрого роста (1947–1948 гг.) и даже «перегрева» (1949–1950 гг.) затем сменилась фазой явного замедления до 1954 года. Начиная с 1948 года, промышленность в полной мере испытала трудности, связанные сверхволюнтаристским пересмотром показателей четвертого пятилетнего плана. Возврат к модели развития 30-х гг. вызвал значительные экономические потрясения, резко ухудшившие в 1951–1953 гг. все хозяйственные показатели, и серьезную напряженность в обществе.

Провал реформ в сельском хозяйстве. Ухудшение положения крестьян

Ущерб, нанесенный сельскому хозяйству только в колхозах составлял 181 млрд. рублей. По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 года. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 году составляла 60% от уровня 1940 года. Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 года; кроме того, расходы на сельское хозяйство в годы послевоенной пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность.

Осенью 1946 года, вследствие неурожая, обусловлено отчасти засухой, а отчасти катастрофическим провалом опыта «дробного управления», правительство решило снова «прибрать к рукам» крестьянство, контроль над которым в годы войны был ослаблен. Была развернута широкая кампания по развитию в колхозах сети партийных ячеек. Одновременно Комиссии по делам колхозов получила задание принять все меры к ликвидации нарушений колхозного устава. Только за 1946 год 4,7 млн. га земель, «незаконно присвоенных колхозниками», были возвращены в колхозный фонд, с 1947 по 1949 год таким же образом были отобраны еще 5,9 млн. га.

Эти меры полностью разрушили достаточно зыбкое доверие к правительству, возникшее на селе во время войны и сразу после нее. В 1947–1648 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, которые напомнили им о худших временах первой пятилетки: два указа, принятые 4 июня 1947 г., предусматривали от пяти до двадцати пяти лет лагерей за «всякое посягательство на государственную или колхозную собственность».

В 1948 году колхозникам было настоятельно рекомендовано подать государству мелкий скот, который им было разрешено держать колхозным уставом. Как следствие, за полгода было тайком забито 2 млн. голов скота. были сильно повышены налоги и сборы с доходов от продаж на свободном рынке. К тому же торговать на рынке модно было только при наличии специального разрешения, подтверждавшего, что соответствующий колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством. В то время, когда размер обязательных поставок каждый год возрастал, цены, которые государство платило колхозам за сельскохозяйственную продукцию, оставались вплоть до 1952 года ниже уровня 1940 года и возмещали, например, в случае производства зерновых, только одну седьмую стоимости.

Денежная реформа декабря 1947 год, заключавшаяся в обмене банковских билетов, проходила на условиях более выгодным вкладчикам сберегательного банка. Именно поэтому исключительно сильно реформа ударила по крестьянам, которые деньги, вырученные во время войны и особенно в 1945–1946 гг., когда цены на свободном рынке были особенно выгодными, хранили у себя, а не в сберкассах, поскольку не осмеливались заявить о своих накоплениях.

Успех этой акции для государства засвидетельствовал тот факт, что около трети денежной массы не было представлено владельцами в государственные банки. Все эти меры стимулировали массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946–1953 гг.

В конце 1949 года экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, сто правительству пришлось разработать ряд реформ. Одной из реформ была смена формы организации труда колхозников. До реформы считалось, что звено, состоявшее в основном из членов семьи, наиболее эффективная структурная единица в условиях недостаточно механизированного сельского хозяйства. По новым реформам считалось, что звено, прежде всего, ведет к укреплению индивидуализма и семейной солидарности в ущерб «коллективному сознанию». С весны 1950 года колхозная администрация положила конец самостоятельности звеньев, в очередной раз вызвав глубокое недовольство крестьянства и дезорганизовав сельскохозяйственные работы.

В 1950 году правительство, желая еще больше усилить политический и экономический контроль на селе, были проведены меры по укрупнению колхозов. За год количество колхозов с 252 тысяч сократилось до 121 тысячи и до 94 тысяч к концу 1952 года. Они сопровождались новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян. Власти сократили также натуральную оплату, которая составляла значительную часть колхозного «заработка» и считалась большой ценностью, поскольку давала крестьянам возможность продавать излишки продуктов на рынках по высоким ценам.

В сельском хозяйстве в послевоенные годы темпы роста оставались очень скромными. Хронические трудности деревни были вызваны главным образом антикрестьянской политикой правительства, которая подавляла любую инициативу и толкала наиболее предприимчивых к бегству в город, несмотря на очень жесткое законодательство, сурово наказывающее крестьян, фактически являющихся гражданами второго сорта, за их «отступничество».



Реклама