Гонка вооружений во второй половине XX века


Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года.

Гонка вооружений между США и СССР

Гонкой вооружений принято называть политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

Ракетно-ядерная гонка в рамках противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов в период холодной войны. Американский астроном Карл Саган как-то сравнил СССР и США с двумя людьми, стоящими по колено в бензине, один — с тремя спичками, а другой — с пятью. В основном гонка между этими странами заключалась в том, чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвести их как можно в большем количестве. Одним из последствий такой политики становились чрезмерные военные расходы, концентрация передовых технологий преимущественно в оборонных отраслях, гипертрофированный военно-промышленный комплекс.

Советское руководство практически полностью переориентировало командную экономику страны на гонку вооружений с масштабным развертыванием ракет Р-36 в 70-х, чем и добилось преимущества первого ракетно-ядерного удара. Но к концу 80-х гонка вооружений с Соединенными Штатами привела советскую экономику к катастрофе и в конечном итоге к распаду СССР.

Хотя ракетно-ядерная гонка и могла привести к войне между СССР и США, она также стала колоссальным толчком для развития науки и новых технологий, в первую очередь компьютерных, а также аэрокосмических.

Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холодной войны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны” ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили “мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет”, то теперь формулировка изменилась. Стали говорить “вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!” Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к “продажным девкам империализма”.

Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.

Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений.

Идея разоружения во имя мира неоднократно возникала в истории человечества. Как одно из направлений государственной политики разоружение известно с 19 в. В 20 в., вследствие бурного развития военной техники, его роль многократно возросла. После двух разрушительных мировых войн разоружение стало важнейшим аспектом дипломатической деятельности, направленной на устранение войн. В ядерную эру всеобщее внимание сосредоточено на переговорах по контролю, ограничению и сокращению стратегических ядерных вооружений.

Попытки разоружения после Второй Мировой войны

Организация Объединенных наций. В 1945 году взамен Лиги наций по воле и во имя защиты интересов держав-победительниц во Второй мировой войне была создана новая организация — ООН. Пять главных государств антигитлеровской коалиции — США, СССР, Великобритания, Франция и Китай — и шесть других государств (их число возросло до десяти в соответствии с поправкой 1965), избираемых на двухгодичный срок на основании принципа ротации, вошли в состав Совета безопасности, уполномоченного принимать меры по поддержанию мира. Применение силы требует единогласного решения всех пяти постоянных членов Совета безопасности, а также согласия двух из шести (четырех из десяти после 1965) непостоянных членов. Вооруженные силы, выделяемые государствами-участниками, должны поступать в распоряжение Совета безопасности.

ООН стала главным местом проведения переговоров по проблемам разоружения с июня 1946, когда агентством по атомной энергии ООН были предприняты первые усилия, направленные на сокращение ядерных вооружений. Форумы ООН варьировались от закрытых комитетов до международных конференций, созываемых по решению Генеральной ассамблеи. Наиболее эффективную роль сыграл комитет по разоружению ООН, созданный в 1952 и переименованный в комиссию по разоружению в 1989. Первыми его членами стали СССР, США, Великобритания, Франция и Канада; позже к ним присоединились еще сорок государств.

Послевоенный меры ограничения гонки вооружений

Послевоенные усилия по контролю над ядерными вооружениями можно разделить на пять этапов. Период с 1946 по 1952 был эрой американской ядерной монополии и начала становления советских ядерных сил. В это время отсутствие паритета в вооружениях делало соглашение невозможным. С 1953 по 1960 оба государства совершили рывок в ядерной технологии и делали безуспешные попытки установить контроль над гонкой вооружений. В период с 1961 по 1967 появилось несколько частичных соглашений, большинство которых было заключено после советско-американского противостояния на грани ядерной войны в ходе Карибского кризиса 1962. В течение двух последующих десятилетий, когда сверхдержавы поддерживали приблизительный паритет, они вели длительные и сложные переговоры, в частности, по ограничению стратегических наступательных вооружений(ОСВ).

Многие предложения по разоружению не были приняты из-за вопроса об инспекциях для проверки выполнения соглашений. США настаивали на том, что для проверки представители одной сверхдержавы должны инспектировать территорию другой. СССР отклонял эти предложения, называя их вмешательством в свои внутренние дела. Когда же в 1955 на Женевском саммите президент Д. Эйзенхауэр изложил предложение об "открытом небе", включающем обмен военными картами и разрешение полетов разведывательных самолетов одного государства над территорией другого, советский лидер Н. С. Хрущев отклонил его, назвав попыткой легализации шпионажа.

Решение проблемы проверки было найдено после полета U-2 над советской территорией 1 мая 1960. Самолет Пауэрса был сбит, а сам он захвачен; результатом стало прекращение полетов и отмена декабрьского саммита в Париже, на котором должны были присутствовать Хрущев, Эйзенхауэр, Ш. де Голль и Г. Макмиллан. Эти четверо, однако, провели неофициальную встречу. Все согласились с предложенным Хрущевым делением на национальное воздушное пространство и на международное космическое пространство.

Достижения. По окончании Карибского кризиса 1962 СССР и США при участии Великобритании быстро пришли к первому значительному соглашению — Договору о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Большинство стран мира позднее присоединилось к этому соглашению. Сложный вопрос инспекций на объектах был обойден, так как договор затрагивал ограничение проведения испытаний только в тех средах, которые довольно легко проконтролировать, обходясь без инспекций. Последовавшие попытки прекратить и подземные испытания провалились отчасти из-за того, что и советская, и американская военные доктрины рассматривали эти испытания как жизненно важное условие развития ядерных вооружений.

Во время кубинского кризиса возникла и "горячая линия" между Москвой и Вашингтоном для экстренной связи.

Соглашение 1973 между США и СССР предусматривало срочное проведение консультаций друг с другом в случае возникновения конфликта, чреватого применением ядерного оружия.

Договор о запрещении испытаний по сути дела прекратил существовавшую практику; другими договорами устанавливались локальные безъядерные зоны. По Договору об Антарктике 1959 было запрещено размещение военных баз и проведение испытаний ядерного оружия близ Южного полюса; он был подписан и государствами, имеющими территориальные претензии в этом регионе. Договор о космосе, подписанный в 1967 93 странами, запрещает развертывание на небесных телах, таких, как Луна, вооружений и военных установок, а также вывод на орбиту объектов, несущих оружие массового поражения. Договор о морском дне, который в год появления (1971) подписало 91 государство, запрещает размещение оружия массового поражения на морском дне за пределами двенадцатимильной прибрежной зоны. Конвенция 1977 запретила изменение условий окружающей среды в военных целях. Договор 1963 о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке сделал эту территорию безъядерной зоной.

Важный шаг по предотвращению распространения ядерного оружия был сделан, когда в 1967 СССР и США представили Комиссии ООН по разоружению проект Договора о нераспространении ядерного оружия, по которому державы, обладающие ядерными вооружениями, обязывались не передавать их странам, такими вооружениями не располагающим, а последние обязывались их не приобретать и не производить. После одобрения Генеральной ассамблеей ООН договор был подписан СССР, США, Великобританией и еще 95 государствами и вступил в силу в 1970.

Многие неядерные страны критиковали СССР и США за то, что они не сделали практически ничего, чтобы реализовать обещания, данные ими при подписании Договора о нераспространении ядерного оружия, и попытаться прийти к соглашению о мерах по прекращению гонки вооружений в кратчайшие сроки, а также разработать и подписать договор о всеобщем и полном разоружении. Утверждалось также, что ядерные державы создали эксклюзивный "клуб", главной задачей которого являлось недопущение в него других стран.

Переговоры по ОСВ, хотя они и затрагивали самую суть проблемы ядерных вооружений, являлись лишь одной стороной отношений между СССР и США. В свою бытность госсекретарем США Г. Киссинджер проводил политику, направленную, по его словам, "на построение сети позитивных отношений" между СССР и США в таких невоенных сферах, как торговый, культурный и научный обмен, который создал бы такие взаимозависимости, что напряжение из-за частных проблем вооружения не смогло бы изменить существующих отношений. Потепление американо-советских отношений получило название "разрядки".

Конец холодной войны.

В 1980 президентом США был избран Р. Рейган. Это было время, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Чрезмерно высокая стоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам и вскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В 1985 Р. Рейган и М. С. Горбачев на встрече в Женеве признали необходимость ядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в 1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всех ядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать систему стратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение, поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешно осуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООН Горбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и 800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачева явилось значительным шагом вперед в деле разоружения.

Холодная война и вместе с ней соперничество сверхдержав прекратились в декабре 1991 с распадом Советского Союза. Большая часть оружия оказалась в руках новой независимой России. Усилия в области разоружения теперь были обращены не на ограничение двух огромных ядерных арсеналов, а на их сокращение.

Одним из последствий прекращения холодной войны было распространение переговоров о разоружении с американо-советского диалога на различные региональные форумы. Главным предметом беспокойства стала опасность распространения ядерного оружия. Эта проблема уже была затронута в Договоре о нераспространении, подписанном в 1968 и вступившем в силу на 25 лет в 1970.

Осуществление соглашений. Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей много времени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров и подготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок. Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российский парламент не ратифицировал его и в 1999.

В некоторых случаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительных переговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например, к Договору о нераспространении ядерного оружия, который требует от подписавших его неядерных государств заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля за выполнением обязательств по этому договору.

Сокращение вооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых. Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений не принесло бюджетной экономии ни США, ни России.

Ни один договор по разоружению не может быть выполнен без систематического наблюдения за выполнением партнерами обязательств и без должным образом осуществляемых принудительных мер контроля. Нарушение договора обычно требует применения санкций. Такие санкции должны соответствовать нарушениям и поэтому могут потребовать дополнительных переговоров и законодательных процедур.

Договоры и их реализация

Большинство переговоров о контроле над ядерными вооружениями были нацелены не на сокращение существующих арсеналов, а на ограничение их качественного и количественного роста в будущем.

Договор о нераспространении. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу в 1970, содержал положение о проведении новых переговоров через 25 лет. В 1995 участники договора согласились продлить его действие на неопределенный срок. Главная цель этого договора — предотвратить приобретение ядерного оружия неядерными государствами.

Договор обязывает ядерные державы не помогать другим государствам получать или производить ядерное оружие. Он также поощряет сотрудничество в мирном использовании атомной энергии и проведении мер контроля, направленных на ограничение ядерных вооружений. В отношении ряда стран, не подписавших договор (Израиль, ЮАР, Индия, Пакистан) было известно или предполагалось, что они обладают ядерным оружием. Индия взорвала в 1974 ядерное устройство, но утверждала, что это эксперимент в рамках программы мирного использования атомной энергии. В 1998 стало очевидно, что и Индия и Пакистан располагают ядерным оружием; выяснилось, что внушительным ядерным потенциалом располагает и Израиль. В 1992 ЮАР заявила, что имела шесть единиц ядерного оружия, но уничтожила их; затем она ратифицировала Договор о нераспространении. Имеются сильные подозрения, что КНДР, подписавшая договор, на самом деле имеет ядерное оружие. В середине 1990-х годов появилась новая потенциальная опасность в связи с контрабандным вывозом высокообогащенного урана из России и ненадежностью контроля над ее ядерном арсеналом.

Договор о полном запрещении испытаний ядерного оружия. В мае 1996 представители почти 60 стран собрались в Женеве для подготовки Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). США, Великобритания и Россия выступили за такой договор, а Франция и Китай поддержали его с оговорками.

Договоры о СНВ. Первый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан в июле 1991 представителями США и СССР. По этому договору США и СССР согласились сократить свои запасы ядерного оружия стратегического назначения приблизительно на 30%. В мае 1992, после распада Советского Союза, США подписали Лиссабонский протокол с бывшими советскими союзными республиками, имевшими ядерное оружие (Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан), по которому все стороны согласились соблюдать договор. СНВ-1 вступил в силу в декабре 1995.

В январе 1993 представители США и России подписали договор о СНВ-2. По этому договору все ядерное оружие должно быть выведено с территорий Украины, Белоруссии и Казахстана, а США и Россия должны сократить в течение семи лет свои ядерные арсеналы до 3500 боезарядов у каждой стороны. Главными целями договора о СНВ-2 являются ликвидация ракет с многозарядными боеголовками и сокращение числа ракет на подводных лодках. В 1997 все ядерные боеголовки, размещавшиеся ранее на Украине, в Белоруссии и Казахстане, были вывезены в Россию, а США приняли меры по сокращению своего арсенала межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и закрыли половину стратегических ракетных баз. Ввиду политических и финансовых трудностей российский ядерный арсенал в 1996 все еще состоял из 6650 стратегических и от 18 000 до 20 000 тактических ядерных боезарядов.

Обычные вооруженные силы в Европе. В ноябре 1992 вступил в силу Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Первоначальной задачей договора было устранение угрозы внезапного нападения через линию раздела блоков НАТО и ОВД во время холодной войны. После распада СССР договор стал интерпретироваться как дающий России больше гибкости в пределах ее собственной европейской территории, сократившейся после 1991.

Биологическое и химическое оружие. В 1972 представителями США и СССР была подписана Конвенция о биологическом оружии, вступившая в силу в 1975. Участникам Конвенции запрещено "разрабатывать, производить, накапливать или приобретать биологические вещества и токсины" в военных целях. Участники также обязывались уничтожить свои запасы биологического оружия и оборудование для его производства. К Конвенции отказался присоединиться Китай.

Как США, так и СССР подписали двустороннее и многостороннее соглашения по химическому оружию в 1989 и 1990. По этим соглашениям обе стороны (с 1991 — США и Россия) должны были начать уничтожение химического оружия к концу 1992 и закончить его в 2002.

К концу 1997 сто стран ратифицировали Конвенцию о запрещении химического оружия (для ее вступления в силу требовалась ратификация 65 странами). "Открытое небо". Договор об "открытом небе" был подписан представителями 27 государств в марте 1992. Он предусматривает, главным образом для создания атмосферы доверия, свободу пролета над территорией каждого из участников договора невооруженными самолетами-разведчиками других стран-участников.

Противопехотные мины. На конференциях по разоружению вопрос о противопехотных минах в течение долгого времени был второстепенным или не возникал вообще. Однако от мин людей погибло больше, чем от ядерного, биологического и химического видов оружия вместе взятых. Привлечение внимания мирового сообщества к решению этой проблемы было вызвано неимоверным умножением числа необнаруженных противопехотных мин.

США противились ограничению использования этого оружия, которое они считают "оборонительным", хотя и неизбирательного действия. В середине 1990-х годов военное руководство в различных странах пришло к мнению, что мины мало что дают с военной точки зрения. Правительство США также пересмотрело свою политику, приняв некоторые меры, включающие "самоуничтожение" и "самонейтрализацию" мин. В 1996 правительства 31 страны выступили с призывом о полном запрете мин, и 13 стран запретили их в одностороннем порядке. В сентябре 1997 по инициативе канадского правительства в Осло была созвана международная конференция по запрещению противопехотных мин, на которой делегаты 81 страны присоединились к договору. Правительство США отказалось его подписать, ссылаясь на необходимость минирования вдоль линии перемирия в Корее. Среди других стран, не подписавших договор, — Китай, Россия, Индия, Пакистан, Иран и Ирак.

Выполнение договоров и меры по их выполнению. Соблюдение обязательств является важным условием выполнения договоров по разоружению. Если обязательства соблюдаются пунктуально, то обычно проблем не возникает. Но правительство может попытаться извлечь военное преимущество из несоблюдения условий договора, что может быть обнаружено только путем проверки. В этом случае начинаются настоящие политические трудности.

С окончанием холодной войны уменьшение степени секретности в отношении военной деятельности и военных объектов, а также потепление отношений между бывшими соперниками сделали проверку более простым делом. Тем не менее инспекции ООН в Ираке после 1991 и в 1998 показали, насколько трудным и дорогостоящим может быть этот процесс.

После того как нарушение установлено, необходимо принять меры для обеспечения выполнения обязательств по договору. Помимо прямого военного вмешательства, принуждение может быть достигнуто путем переговоров или экономических санкций. Эффективной формой санкций является эмбарго на поставки оружия, хотя эффективность ограничивается поставками частных лиц и организаций, которые трудно контролировать.



Реклама