Военный переворот в Турции в 1960г


 Деятельность Комитета национального единства

Комитет национального единства, взявший власть в Турции в результате государственного переворота 27 мая I960 г., распустил меджлис (парламент), упразднил конституцию и объявил вне закона Демократическую партию (ДП), конфисковав партийные средства в пользу государства. Руководители ДП и правительства, видные депутаты, высшие должностные лица (около 600 человек) во главе с президентом Джелялем  Баяром  и премьер-министром  Аднаном Мендересом  были  арестованы.

28 мая 1960 г. было сформировано Временное правительство под председательством генерала Джемаля Гюрселя, который в 1958 —1960 гг. занимал пост командующего сухопутными войсками, а затем в знак протеста против использования армии для подавления студенческих демонстраций ушел в отставку.

Программа нового правительства предусматривала отмену антидемократических законов, восстановление демократии и правопорядка, оздоровление финансов, подготовку новой конституции и новых законов. Для того, чтобы вывести страну из тяжелого финансового кризиса, правительство выпустило внутренний заем «свободы и стабилизации» на 500 млн. лир и новые денежные знаки на сумму 700 млн. лир.

Были изданы новые законы о подоходном, поземельном налогах, а также о налоге на строения, которые ликвидировали существовавшие налоговые льготы для помещиков, промышленников и импортно-экспортных торговых объединений. Но эти законы не облегчили положение трудящихся масс, которые по-прежнему несли основную тяжесть налогового обложения. К тому же простое увеличение налоговых поступлений от населения, промышленности и торговли не покрывало колоссального бюджетного дефицита, который был вызван огромными военными расходами, связанными с участием Турции в НАТО и СЕНТО, а также необходимостью выплаты взносов на погашение внешнего государственного долга, достигшего к 1960 г. 5  млрд. лир.

Валютно-финансовый кризис и обесценение турецкой лиры привели к снижению деловой активности частных и государственных предприятий и резко ухудшили экономическое положение страны. На почве экономических трудностей и неудовлетворенности народных масс социально-экономическими мероприятиями правительства обострились разногласия среди членов Комитета национального единства.

С первых же дней работы комитета выявились различные точки зрения по вопросу о путях социально-экономического развития страны. Радикально настроенные офицеры, представлявшие интересы средних слоев города и деревни, считали необходимым прежде всего провести неотложные реформы в области социально-экономических и земельных отношений, государственного устройства, образования и культуры в интересах народа. Они выступали за то, чтобы освободить страну от опеки США и превратить ее в независимую демократическую республику, опирающуюся на национальные силы и ресурсы. Генералы и высшие офицеры, придерживавшиеся умеренных или консервативных взглядов, высказывались против пересмотра основ внутренней и внешней политики Турции. Они предлагали после парламентских выборов передать власть гражданскому правительству, которое бы и осуществило реформы в целях развития экономики и культуры. В ноябре 1960 г. 14 радикально настроенных офицеров были исключены из состава Комитета национального единства, а на их место назначены офицеры, поддерживавшие умеренную политику правительства. Отстранив от власти фактических организаторов переворота, Комитет национального единства во главе с Гюрселем завоевал на свою сторону симпатии буржуазии, помещиков и их политических партий, стремившихся взять государственную  власть  в свои  руки.

6 января 1961 г. открылось Учредительное собрание. Его деятельность ограничилась подготовкой и принятием 27 мая того же года конституции и нового избирательного закона. В основу новой конституции, которая вступила в силу после референдума 9 июля, был положен принцип защиты неприкосновенности буржуазного государственного строя и капиталистической частной собственности. Вместе с тем она впервые в истории Турции предоставила некоторые социальные и экономические права трудящимся: право создавать без предварительного получения разрешения у властей политические партии и профсоюзы, право на ежегодные оплачиваемые отпуска. Конституция провозглашала Турцию «национальным, демократическим, светским и социально-правовым государством». Выборы в Великое национальное собрание, состоящее из двух палат — национальной (450 депутатов) и сената (150 сенаторов), объявлялись свободными, равными, всеобщими и прямыми (прежде они были двухстепенными).

В соответствии с решением Верховного трибунала 15 сентября 1961 г. бывшие премьер-министр Аднан Мендерес, министр иностранных дел Фатин Зорлу, министр финансов Хасан Полаткан были казнены; 461 человека приговорили к различным срокам тюремного заключения 15 октября 1961 г. состоялись выборы в национальную палату и сенат. В выборах участвовали Народно-республиканская партия (НРП), защищавшая интересы национальной буржуазии, мелких и средних помещиков, зажиточных крестьян, мелких торговцев и трудовой интеллигенции; созданная в 1961 г. Партия справедливости (ПС) — выразительница интересов крупной буржуазии и помещиков, которая заимствовала основные положения программы распущенной Демократической партии (многие бывшие члены ДП вошли в состав Партии справедливости); Буржуазная партия новой Турции, а также ряд мелких партий.

Ни одна из партий, выставивших своих кандидатов в депутаты, не получила достаточного количества мандатов для образования однопартийного кабинета. Вследствие этого возникли трудности с формированием правительства и избранием Великим национальным собранием президента республики. Лишь под давлением Комитета национального единства президентом был избран генерал Гюрсель. После итого Комитет принял решение о самороспуске. Однако военные, образовав Совет национальной безопасности, оставили за собой право в случае необходимости вмешиваться в государственные дела.

В ноябри 1961 г. Народно-республиканская партия и Партия справедливости сформировали на паритетных началах коалиционное правительство во главе с лидером НРП Исметом Инёню. Из-за серьезных разногласий по вопросам внутренней политики коалиционное правительство оказалось неспособным вывести страну из тяжелого экономического кризиса. Партия справедливости требовала «либерализации» экономики, ограничения капиталовложений в государственный сектор и поощрения частных и иностранных инвестиций. Она выступала также против аграрной реформы и стояла за поддержку крупных капиталистических хозяйств.

Депутаты этой партии всячески тормозили работу правительства. Они настаивали на принятии закона об амнистии для всех осужденных руководителей ДП. В этих условиях курсанты Анкарского военного училища, активные участники переворота 27 мая 1900 г., считая, что новый режим свернул Турцию с пути Кемаля Ататюрка, в феврале 1902 г. попытались устроить новый переворот, но потерпели неудачу. Вторая попытка переворота, предпринятая той же группой офицеров в мае 1963 г., также была подавлена. Руководители этого выступления были казнены, многие участники приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Борьба политических партий за власть мешала нормальной работе правительства. На протяжении трех лет Исмет Инёню, за спиной которого стояла армия, трижды формировал коалиционный кабинет.

В 1962 г. удалось образовать Государственную
плановую комиссию и утвердить первый пятилетний план экономического развития на 1963 —1967 гг., что имело положительное значение для развития экономики.

В сентябре 1963 г. Турция вступила в «Общий рынок» в качестве ассоциированного (фактически неравноправного) члена. Но надежды на смягчение экономических трудностей в результате присоединения к ЕЭС не оправдались.

В феврале 1905 г. третье коалиционное правительство Исмета Инёню подало в отставку, так и не выполнив своей программы проведения аграрной, налоговой и административной реформы в области просвещения и культуры. Четвертое коалиционное правительство возглавил «независимый» сенатор Суат Хайри Ургюплю; его задачей являлась подготовка и проведение очередных выборов в парламент, которые и состоялись 10  октября  1965  г.

На выборах победу одержала Партия справедливости. Она обеспечила себе голоса крестьян, пообещав поднять закупочные цены на зерно, широко использовала поддержку духовенства, кулачества и верхушки курдских племен.

Впервые в истории страны в парламентских выборах 1965 г. участвовала со своей программой Рабочая партия Турции (РПТ), созданная в феврале 1961 г. прогрессивными деятелями профсоюзов; она получила 15 депутатских мест. В течение пяти лет (до запрещения РПТ) депутаты этой партии с трибуны парламента защищали интересы рабочего класса, средних слоев и разоблачали антинародную политику правых партий.

В марте 1966 г. ввиду болезни президента Гюрселя новым президентом был избран начальник Генерального штаба Джевдет Сунай, ревностный сторонник ориентации на военный союз с США и сотрудничество с НАТО. Сформированное лидером Партии справедливости Сулейманом Демирелем в октябре 1965 г. однопартийное правительство сделало упор на развитие частной инициативы и привлечение в страну иностранного капитала. Второй пятилетний план (1968—1972 гг.) предусматривал уменьшение доли государственных капиталовложений в экономику и увеличение в инвестициях доли частного сектора и иностранных   монополий.

В области сельского хозяйства правительство ПС взяло курс на постепенное превращение помещиков в капиталистических фермеров — владельцев крупных механизированных хозяйств, которые могли бы обеспечить страну товарным хлебом, продуктами животноводства и сырьем для промышленности. Правительство поддерживало кулацкие и зажиточные крестьянские хозяйства дешевыми кредитами для закупки машин, минеральных удобрений и высокоурожайных семян. В результате широкого применения машин удалось несколько поднять сельскохозяйственное производство, увеличить сбор товарного зерна и продукцию животноводства. Однако развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось массовым разорением и сгоном с земли крестьян-арендаторов. Капиталистический путь решения аграрного вопроса принес миллионам турецких крестьян нищету и резко обострил классовую борьбу в деревне.

Благодаря некоторому подъему промышленного и сельскохозяйственного производства, нормализации внутренней жизни Партия справедливости вновь одержала победу па парламентских выборах в октябре 1969 г. Чисто депутатских мост всех оппозиционных партий, кроме НРП, значительно сократилось. Разногласия внутри РПТ ослабили ее, и она получила лишь два места в парламенте.

В программе нового правительства Демиреля вновь говорилось о мероприятиях в целях подъема промышленности и сельского хозяйства, о широком привлечении иностранного капитала. Особый упор делался па создание смешанной экономики, т. е. участие иностранного капитала в строительстве заводов, фабрик, эксплуатации естественных богатств, создание совместных импортно-экспортных объединений, торговых и кредитно-банковских учреждений.

В смешанных предприятиях главную роль играл американский капитал, а с конца 60-х годов и капитал ФРГ. Американские и западногерманские монополии заняли прочные позиции во многих отраслях турецкой экономики, в частности в нефтяной, сборочной, резинотехнической промышленности. Прогрессивно-националистические круги не поддерживали политику создания смешанной экономики. Их призыв к борьбе за развитие независимой от и иностранных монополий отечественной промышленности получил широкую поддержку со  стороны народных масс.

 Политическая жизнь страны

Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960   г. и восстановление некоторых демократических институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества.

В  конце 1961 г. 150 прогрессивно настроенных интеллигентов опубликовали так называемый «Манифест 150-ти», в котором была подвергнута критике экономическая политика правительства и выдвинуты идеи некапиталистического пути развития Турции.

Участились выступления прогрессивной студенческой молодежи и интеллигенции. В их среде возникли различные течения легального «турецкого социализма».

Идейная борьба по проблемам социально-экономического развития страны не привела, однако, к объединению левых сил.  

В обстановке усиления борьбы за демократизацию общественно-политической жизни активизировалось профсоюзное движение. К началу 1970 г. общая численность турецкого пролетариата превышала 3,5 млн. человек. Если в 1960 г. профсоюзы объединяли 290 тыс. человек, то в 1970 г.— 1 200 тыс. В забастовочной борьбе в 1970 г. приняло участие около 1 млн. рабочих, в то время как за период с 1963 по 1968 г.— 74 тыс. рабочих. После создания в 1967 г. Конфедерации революционных рабочих профсоюзов изменился характер забастовочного движения. Наряду с выдвижением экономических требований рабочие начали выступать против засилья в экономике страны американских и западноевропейских монополий, за независимую демократическую Турцию.

В 1969 г. в связи с усилением влияния прогрессивных профсоюзов на рабочий класс правительство Демиреля опубликовало проект нового закона о профсоюзах, фактически отменявшего право на забастовку, предоставленное законом 1963 г. По призыву профсоюзных  организаций  стамбульские и  измирские рабочие  объявили забастовку протеста. 16 июня 1970 г. около 100 тыс. рабочих 113 предприятий Стамбула и Измира вышли на демонстрации, требуя, чтобы правительство отказалось от пересмотра закона о профсоюзах. Конфедерация рабочих профсоюзов Турции, объединявшая большую часть профсоюзных организаций  стояла на позициях социал-реформизма. Существовавшие в стране левые группы и организации действовали разрозненно.

Разногласия по вопросам социального развития Турции привели к расколу в конце 60-х годов в рядах Рабочей партии и Федерации революционной молодежи. Возникшие левоэкстремистские авантюристические группы — «Народно-освободительная армия Турции», «Народно-освободительный фронт Турции» сильно ослабляли левое движение страны. Некоторая часть молодежи под влиянием левацких идей стала прибегать к террористическим действиям. В то же время реакционные силы и мусульманские фанатики, поддерживаемые властями, часто провоцировали беспорядки во время митингов и демонстраций левых сил.

Внешняя политика правительства Демиреля, как и коалиционных правительств Исмета Инёню и Суата Ургюплю, была направлена на сохранение союза с США и другими государствами Запада. Турецкое правительство неоднократно декларировало верность обязательствам, вытекающим из участия Турции в блоках НАТО и СЕНТО. По численности вооруженных сил Турция занимала в НАТО второе место и расходовала на военные цели значительную часть государственного бюджета. В сухопутные войска НАТО, штаб которых находился в Измире, было включено  12 турецких дивизий.

На территории Турции размещались американские военно-воздушные базы, радиолокационные станции и площадки для запуска ракет, обслуживавшиеся американским персоналом. Турция активно включалась в натовские военные приготовления на Ближнем и Среднем Востоке и регулярно принимала участие в маневрах НАТО.

Под влиянием позитивных изменений, обозначившихся на международной арене в 60-х годах, в Турции усилилась борьба против односторонней, проамериканской ориентации во внешней политике. Открылись перспективы нормализации советско-турецких отношений. В июне 1963 г. по приглашению Верховного Совета СССР в Советском Союзе побывала парламентская делегация Турции. В январе 1965 г. Турцию посетила делегация Верховного Сонета СССР. Состоялись взаимные визиты министров иностранных  дел  и  глав  правительств.

Эти визиты содействовали восстановлению добрососедских, дружественных отношений между СССР и Турцией. В ходе переговоров стороны заявили о своей готовности и впредь строить и развивать отношения между обоими государствами на принципах полного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности.

Улучшение межгосударственных отношений благоприятно сказалось на развитии торгово-экономических и научно-культурных связей. В 1967 г. было подписано соглашение о поставках оборудования, материалов и об оказании Советским Союзом помощи Турции в строительстве ряда промышленных предприятий — алюминиевого, металлургического,  нефтеперерабатывающего  заводов.

Постепенно улучшались отношения Турции и с другими странами Восточной Европы Болгарией, Румынией, Венгрией, Чехословакией, ГДР. Значительно расширились ее торгово-экономические связи с этими странами.



Реклама