Дагестан в эпоху древности


Первобытнообщинный строй на территории Дагестана

Первобытность является наиболее ранней стадией в истории человечества. При этом достижения этой эпохи лежат в основе всего последующего развития. Различные науки предлагают разнообразные классификации определенных стадий, проходимых древним обществом - археологическую, культурологическую и др. Наиболее привычной является

археологическая периодизация - разделение первобытного общества на определенные последовательно сменяющие друг друга стадии. В основе данной периодизации лежит производительный материл, использовавшийся в это время. Народы Дагестана также прошли основные стадии развития человечества, о чем свидетельствуют многочисленные археологические материалы, обнаруженные на территории нашей республики. Современные научные данные позволяют говорить о достаточно раннем заселении территории Дагестана первобытными людьми. Первые памятники, обнаруженные на территории нашей республики, относятся к периоду раннего палеолита (древнекаменного века.) Это примитивные кремниевые орудия, найденные в Дербентском, Акушинском районах, а также в урочище Чумус-Иниц на границе Дербентского и Кайтагского районов. Они дают нам, представление об образе жизни древнего населения Дагестана - о совместной трудовой деятельности, направленной на выживание. На этом этапе происходил процесс становления человека, как биосоциального существа. Основными отраслями хозяйственной деятельности являлись охота и собирательство - то, что принято называть присваивающей экономикой. Присваивающая экономика была рассчитана на потребление готовых продуктов природы.

Обнаруженные в Дагестане каменные отщепы служили основой для изготовления грубых рубящих оружий, которые предназначались для разделывания туш и шкур животных. Распространенным технологическим приемом обработки камня в этот период являлось раскалывание и двусторонняя последующая обработка камня. Такому уровню развития культурно-производственных отношений соответствовала и примитивная форма социальной организации общества, называемая в исторической литературе праобщиной или человеческим стадом. Человеческим стадом назывались небольшие локальные, изолированные группы людей, которые вели бродячий образ жизни и объединялись под руководством вожака. Для внутригрупповых отношений была характерна эгалитарность или равенство. В основе этого равенства лежал присущий таким коллективам эквивалентный обмен. Коллективная трудовая деятельность, совместная борьба за выживание способствовали сплочению первобытных людей и появлению относительно оседлой социальной организации. Складыванию оседлости на территории Дагестана способствовало наличие здесь многочисленных пещер, навесов, которые использовались древними людьми, как естественные жилища.

Эпоха среднего палеолита, или как ее принято называть в исторической литературе-мустье охватывает время от 80 до 35 тыс. до н.э. Это время ускорения процессов развития древнего населения Дагестана, зарождения зачатков религиозных верований, совершенствования способов добывания пищи, развития техники обработки камня. В конечной фазе данной эпохи у населения Дагестана складываются зачатки родовой организации в ее начальной матриархальной форме. Этой стадии развития соответствует физиологический облик человека - неандертальца. Верхний палеолит (35-15 тыс. лет назад) имеет в Дагестане ряд характерных черт - обустройство места обитания, развитие навыков искусственного добывания огня, создание новых орудий труда, применение микролитической техники изготовления орудий и др. Также особенность периода верхнего палеолита является становление человека соответствующего современному физиологическому типу - человека разумного. С этого времени биологическая эволюция человека практически прекращается. Видоизменяются и социальные отношения. Окончательно утверждается матриархальная форма организации общества, что было основано на достаточно высоком социальном статусе женщины. Одним из главных достижений этой эпохи являлось становление современного физиологического облика человека, утверждение раннеродовой общины и складывание предпосылок для более сложной племенной организации общества. Таким образом, эпоха палеолита охватывает наиболее длительный период в истории человечества, в которой закладываются предпосылки для дальнейших стадий развития.

Мезолит или среднекаменный век приносит новые достижения в историческом развитии населения древнего Дагестана. Наиболее изученные памятники этого периода располагаются у селений Чох, Ругуджа, Мекеги. Исследование содержавшихся там материалов рисуют картину развитого охотничьего быта носителей этой культуры. Особенностью мезолита является изобретение лука и стрел, что значительно облегчило древнему человеку процесс охоты и сделало его более индивидуальным. Выдающимся достижение6м эпохи мезолита является начало одомашнивания животных и окультуривание растений. Об этом свидетельствуют кости собаки-первого одомашненного животного, обнаруженные в недрах Мекегинской стоянки. Помимо богатого остеологического материала памятники мезолитической эпохи содержат большое количество кремниевых орудий труда, ножевидные пластинки и наконечники стрел. К эпохе мезолита относится и появление первых рисунков первобытных людей в наскальных изображениях, в частности на стене пещеры около Согратля. Достижения эпохи мезолита, подготовили население Дагестана к тому качественному сдвигу в историческом развитии, который произошел в последующую неолитическую эпоху.

Неолит или новокаменный век охватывает период с 8 по 6 тыс. до н.э. Этот период связан с появлением таких выдающихся достижений в жизни человеческого общества, как зарождение земледелия и скотоводства, появление ремесел, в частности, гончарного дела. Земледелие и скотоводство принято называть производящей формой хозяйства. Переход к производящей экономике уже не просто обеспечивал выживание людей, но и создание регулярного потребляемого сообществом продукта и необходимых для жизни предметов. Уже в эпоху раннего неолита земледелие выделилось в самостоятельную отрасль экономики, Все это подготовило переход к оседлому образу жизни. Об этом свидетельствует появление постоянных жилищ, изготовление глиняной посуды. Также развивается техника обработки камня, применяются новые приемы - пиление, сверление, шлифование и др. В Дагестане обнаружено более 20 памятников неолитической эпохи. Среди наиболее изученных памятников этого периода можно назвать Тарнаирское, Буйнакское поселение, уже известное Чохское поселение. Первая неолитическая стоянка была обнаружена в области Тарнаир, близ Махачкалы в 1949 г. Значительный каменный инвентарь обнаружен в неолитических памятниках Буйнакска. Среди памятников, обнаруженных близ здесь, большое количество каменных орудий - топор, отбойник, каменные отщепы. В этой неолитической стоянке найдено около 276 каменных орудий. В неолитическом слое Чохского поселения значительный интерес представляют предметы труда и быта, так или иначе связанные с земледелием. Все они говорят о том коренном переломе, который произошел в образе жизни древних жителей Дагестана в неолитическую эпоху. Это отразилось и на общественных отношениях. Раннеродовая община охотников и собирателей сменилась более прочной, численно увеличивавшейся общиной производителей, связанной с определенной территорией. Примерно в это время происходит образование племен. Племя состояло из нескольких родственных родов и уже имело определенную территорию, общий язык и, возможно, свои верования и обычаи.

5 - 4 тыс. до н.э. связано с использованием нового производительного материала - металла, первым из которого стала медь. Этот исторический период получил название медно - каменного века или энеолита. Он сохранил черты преемственности с неолитической культурой. Большой интерес представляют такие памятники эпохи энеолита, как Гинчинское поселение и поселение Малин-Карат (с. Ругуджа Гунибский район) Анализ памятников, обнаруженных на Гинчинском поселении, позволяет судить о дальнейшем развитии производящего хозяйства, устойчивом земледельческо-скотоводческом быте населения. Появление здесь оборонительных сооружений в виде каменной стены, имевшей 1,5 м. в ширину, говорит о начале столкновений между первобытными общинами. Также внутреннее устройство жилищ позволяет предположить, что основу социальной организации общества составляла родовая община, подразделявшаяся на парные семьи. В этот период на территории Дагестана встречаются несколько типов жилищ. На плоскости это овальные и четырехугольные полуземлянки со стенами из самана или обмазанного глиной плетня. Остатки подобных сооружений встречаются южнее Махачкалы, вблизи Великента. В горах в этот период строились жилища со стенами из камня, сложенного без скрепляющего раствора.

Подобный тип жилища встречается близ с. Верхний Гуниб. Как правило, жилища того времени строятся плотно друг к другу и все помещения внутри сообщаются между собой. Интересен тот факт, что встречаются и круглоплановые поселения, такие же, как у жителей Закавказья этого периода. Материалы Гинчинскго поселения свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития земледельческо-скотоводческого хозяйства, зарождении металлургии, ткачества, строительного дела. Кроме того, можно делать вывод о постепенном переходе от матриархата к патриархальным отношениям. В эпоху энеолита продолжает развиваться ремесло, в частности, обработка глины. Посуда этого периода отличается большим разнообразием. Встречаются огромные, более метра, сосуда - бочки для хранения зерна, а также и миниатюрные чаши с тонкими гладкими стенками. С переходом к оседлости и появлением производящей экономики обширные, но неустойчивые этнокультурные общности эпохи мезолита сменяются не такими значительными, но более устойчивыми общностями эпохи неолита и энеолита. В эпоху энеолита на Кавказе, в том числе и Дагестане широко расселялись группы раннеземледельческих племен, которые оставили памятники сходной культуры.

Следующий этап в истории человечества, также связанный с новым производительным материалом, охватывает 3-2 тыс. д. н.э. Это эпоха бронзы. Бронза, как известно, представляет собой сплав меди и олова. На Кавказе, олово не встречается, поэтому древние жители Дагестана добавляли к меди мышьяк, сурьму и получали сплавы похожие на бронзу. Так как изделия из бронзы отличались большей прочностью, а процесс изготовления их не так трудоемок, бронза постепенно вытесняет медь. Так как, бронза облегчала труд человека, этот фактор способствовал широкому расселению древних дагестанцев по его территории. Памятники этого периода встречаются во всех географических зонах Дагестана, что говорит о полном освоении его территории древними людьми. На равнине - это Каякент, Великент, в предгорьях - Мекеги, Чиркей, горнодолинной зоне - Ирганай, высокогорной - Верхний Гуниб, Усиша и др. В Дагестане эпоха бронзы связана с расцветом земледельческо-скотоводческого хозяйства. В этот период Дагестан входил в ареал распространения куро-аракской археологической культуры. Характерными особенностями этой культуры являлись поселения с круглоплановыми жилищами, схожие с ними погребальные сооружения, разноцветная керамика, отличающаяся своеобразием, высокоразвитое бронзолитейное производство. Памятники этой культуры встречаются на обширной территории, охватывающей часть Северной Осетии, Восточную Чечню, Дагестан, Центральное, Восточное и Южное Закавказье. Элементы этой культуры проникли далеко на юг - в Восточное Средиземноморье. Вхождение Дагестана в ареал распространения этой культуры является подтверждением существовавших этнокультурных связей народов Дагестана и Закавказья.

Большую роль в развитии земледельческо-скотоводческого хозяйства сыграло становление местного очага медно-бронзовой металлургии. Об этом говорят предметы бронзолитейного производства, обнаруженные в Дагестане - фрагменты формочек для литья, тигельки с остатками капелек металла и др. (Верхнегунибское, Мекегинское поселения). Выявление относительно развитого очага металлургического производства в Дагестане свидетельствует о том, что главное достижение этой эпохи становится доступным дагестанским племенам в те же временные сроки, что и на остальной территории Кавказа. Развитие местных племен привело к окончательному утверждению производящей экономики, завершению превращения земледелия и скотоводства в отдельные отрасли, укреплению патриархальных отношений, усилению контактов между племенами. В Дагестане развивается пашенное земледелие. В тоже время в горных районах в связи с нехваткой пригодных под пашни земель возникает так называемое террасное земледелие. Среди известных населению Дагестана злаковых культур можно назвать пшеницу, ячмень. Определенные изменения происходят и в системе скотоводства. В горных районах утверждается отгонное скотоводство. Эпоха бронзы также связана и с развитием ремесла, архитектуры и домостроительства. Гончарные изделия местного производства отличаются высокой техникой изготовления ручной лепки, выработанностью форм и высоким качеством обжига. В памятниках дагестанских поселений эпохи бронзы обнаруживаются крупные узкодонные сосуды, которые, скорее всего, вкапывались в землю и использовались для хранения запасов. Своеобразные особенности керамики эпохи ранней бронзы позволяют археологам выделять особый локальный вариант куро-аракской культуры.

Существенные изменения происходят и в системе общественных отношений. Ряд факторов, среди которых постоянное воспроизводство продуктов, появление излишков, накопление богатств, усиление межобщинного и межплеменного обмена, возрастание роли войны приводит к постепенному имущественному расслоению и социальной дифференциации. Об этих процессах говорят нам археологические материалы. Выделение родоплеменной знати прослеживается на примере появления в Дагестане курганных захоронений (Миатлинский могильник), каменных гробниц (Мугинский могильник). Очевидно, они предназначались для захоронении представителей знати, что отражало процесс социального ранжирования. Дагестанские городища этого периода также отражают процесс распада общества, так как в них появляются цитадели, которые очевидно служили местом проживания родоплеменной знати. Тем самым, внутри первобытного общества созревают предпосылки для развития принципиально новых общественных отношений. Новым важным моментом в развитии дагестанских племен является все большее усиление значения больших патриархальных семей, которые постепенно становятся основной хозяйственной и социальной единицей общества. Существование таких семей подтверждается наличием крупных построек с жилыми смежными помещениями.

Новый исторический период, связанный с бурным ростом производительных сил, начинается в первом тысячелетии д. н.э. Это обуславливается производственным освоением железа, которое в силу своих технологических преимуществ перед другими использовавшимися ранее металлами, открывает широкие возможности перед древним человеком. Накопленный ранее дагестанскими племенами опыт позволяет им применить свои достижения в бронзолитейном производстве и в работе с новым металлом. Среди памятников этой эпохи в Дагестане известны Нижнесигитминский могильник на р. Сулак, в Южном Дагестане - Дагбашский могильник, Мугерганский могильник. Большой интерес представляет укрепление Шах-Сенгер, обнаруженное в Каякентском районе. Оно относится к переходному периоду от бронзы к железу и представляет собой укрепленное поселение с цитаделью и внешними стенами с башенными выступами. Памятники этого периода дают достаточно четкую картину социального расслоения и распада общества. Производственное освоение железа привело к развитию земледелия, скотоводства и ремесел. Эпохой широкого освоения железа являетсяYII - IY вв. до н.э. О широком распространении железа говорят находки в Хабатинском, Карабудахкентском могильниках, содержащие предметы вооружения, такие как железные мечи, наконечники стрел, ножи. В этот период население Дагестана вело оседлый образ жизни и расселялось на небольших укрепленных местах. Жилища возводились на каменном фундаменте и внутри представляли собой несколько сообщающихся прямоугольных помещений. Внутри домов имелись печи для выпечки хлеба. Также существовали и открытые очаги.

В эту эпоху начали формироваться крупные поселения, которые впоследствии превратились в города, например, Урцеки. В эпоху железа наблюдается общий подъем хозяйства, что было связано с повсеместным внедрением этого металла в жизнь и быт населения Дагестана. При широком распространении железа цветные металлы начинают играть второстепенную роль. Из них изготавливали украшения, предметы одежды, О развитии ремесел свидетельствуют разнообразные гончарные изделия, предметы ткацкого производства. В этот период происходит расширение экономических и политических связей с соседями и более отдаленными странами. Внешние сношения начали носить все более регулярный характер. Связи с народами Северного Кавказа проявляются в повсеместном распространении на значительных территориях общих типов погребальных сооружений в виде грунтовой, иногда отмеченной камнями ямы. Также распространяется одинаковые виды вооружений, такие как мечи, копья, стрелы. Схожими являются и украшения, обнаруженные как в Дагестане, так и в других районах Кавказа. Наряду с новыми местными изделиями встречаются и предметы, имеющие неместное происхождение. Это разноцветные бусы из пасты и стекла, проникшие сюда из Сирии и Финикии. Также в Дагестане, как и на всем Кавказе, получают распространение разноцветные раковины каури, добываемые на побережье Индийского океана, в Персидском заливе. Здесь же появляются изделия из голубой египетской пасты. О связях со степным миром говорят находки на территории Дагестана скифских форм оружия и характерной конской сбруи (Хабадинский, Аркасский могильники). Также можно говорить о том, что и Дагестан оказал влияние на соседние области. Об этом свидетельствует появление в Закавказье, Чечне, Ингушетии обмазанной керамики, характерной только для Дагестана. Все эти факты говорят об устойчивых внешних связях Дагестана с соседними областями. Изменения коснулись не только хозяйственной жизни, но и общественных отношений. Процесс распада общества принял необратимый характер, Новые условия жизни вынуждали местные племена объединяться, что приводило к формированию протогосударств.

Ранняя этническая история народов Дагестана

Проследить пути происхождения и развития того или иного народа - это не простая научная задача. В Дагестане сложность вопросов, связанных с этнической историей местных народов, осложняется тем, что здесь проживает более 30 этносов, причем, каждый из них имеет свой язык. На современном этапе здесь зафиксированы представители 3 языковых семей, которые начали формироваться еще на ранних этапах развития. Большинство дагестанских языков представляют кавказскую языковую семью, а именно восточно-кавказскую или нахско-дагестанскую группу. Также представлены тюркская и индоевропейская языковые семьи. Попытки объяснить такое этническое и языковое многообразие осуществлялись еще в ранней историографии. Именно на заре становления историко-научных изысканий зародилась так называемая миграционная теория происхождения дагестанских народов. Приверженцами ее являлись представители дореволюционной историографии. Согласно их представлениям, ранняя история народов Дагестана представлялась как череда постоянных перемещений различных кочевых племен, смешений культур и этнических элементов.

Авторы XIX в. полагали, что народы Дагестана были основаны кочевыми племенами, проникшими на Кавказ в эпоху "великого переселения народов". Можно привести несколько высказываний, отражающих эту точку зрения. А. Дирр писал, что "Кавказ не имеет культуры, выросшей на кавказской почве. Тут почти все позаимствовано". Почти все авторы, представлявшие эту концепцию, не имели представления о начальной истории народов Дагестана, о раннем заселении здешних территорий первобытными людьми. Примером миграционной теории является бытовавшая в исторической литературе точка зрения, что предками современных аварцев являлись тюркоязычные племена аваров или ираноязычные племена савиров. Вывод это имел в своей основе сходство названий этих племен и аварской народности. Множество миграционных теорий сложилось вокруг кумыкской народности. Принадлежность кумыкского языка к тюркской языковой семье породила версии о том, что предками данной народности являлись тюркоязычные племена - булгаров, хазаров, половцев, кипчаков. Во многих исторических произведениях дореволюционного периода можно встретить представления о народах Дагестана как о потомках различных, порой даже мифических племен. Современное понимание проблем этногенеза народов Дагестана имеет под собой не случайные совпадения, как в дореволюционной литературе, а детальное комплексное изучение и обобщение данных таких наук, как историография, археология, лингвистика, палеоантропология. Только при таком подходе возможно объективное изучение таких важных и сложных исторических процессов, как этногенез дагестанских народов. Совокупные данные перечисленных выше наук позволяют нам относить Дагестан к регионам раннего заселения первобытного человека. Именно на самых ранних этапах развития здесь сложилась одна из древнейших на Кавказе культурно - исторических общностей.

Анализ археологических памятников древнего Дагестана позволяет нам говорить о том, что непрерывное заселение территории Дагестана первобытными людьми осуществляется в эпоху мезолита или средне - каменного века. Именно в это время в горном Дагестане приблизительно в 10 - 9 тыс. до н.э. складывается своеобразная археологическая культура, отличающаяся от других современных культур Кавказа. Памятники этой культуры представлены в Гунибском, Левашинском районах, но по наиболее изученному памятнику, обнаруженному у селения Чох, она названа Чохской. Сравнительный анализ памятников данного поселения выявил сходство с археологической культурой эпохи мезолита, обнаруженной в районе Южного Прикаспия, в Северном Иране. Поскольку эта культура была основана раньше, чем чохская, можно предполагать, что именно эта область является той первоначальной территорией, где сформировалась южно - каспийская культурно - историческая общность, в которую входила и чохская культура. Вероятно, что выходцы из Северного Ирана в пост - ледниковый период поселились во внутреннем, горном Дагестане и оставили памятники, известные нам как чохская культура. Археологи полагают, что одной из причин, побудившей жителей Северного Ирана поселиться в Дагестане, являлась изменение климатических условий. Именно в этот период горные районы Дагестан становятся более пригодными для проживания.

В последующую эпоху - в неолите, чохская культура испытывает серьезные изменения, что было обусловлено тем революционным переломом, который произошел в жизни древнего человека в связи с переходом к производящему хозяйству. То, что принято называть "неолитической революцией" в корне изменило жизнь первобытных людей. В этот период наметилась тенденция роста населения, так как условия жизни становятся более благоприятными, появляются стабильные источники питания, человек некоторым образом постепенно освобождается от зависимости от природы. Родовые общины горного Дагестана также переживают активные демографические процессы, а также происходи укрепление земледельческо-скотоводческого хозяйства.

В энеолитическую эпоху происходят активные миграционные процессы. Древние жители начинают осваивать горно-долинные зоны, высокогорья. Именно в этот период появляются поселения в Гидатлинской долине, на Хунхаском плато и др. При этом, надо отметить, что культура племен горного Дагестана тесно связана с предшествовавшей чохской культурой и сохраняет черты преемственности с ней. Это прослеживается в архитектуре, технике обработки камня, характере поселений. При этом материальная культура жителей энеолитической эпохи достаточно своеобразна, и отличается от одновременных культур сопредельных областей. В эпоху энеолита усиливаются межобщинные связи, растут контакты населения горного Дагестана и соседних областей Кавказа, Передней Азии.

В эпоху бронзы, демографические и миграционные процессы приобретают еще большую интенсивность. Причиной этого являлось развитие производительного хозяйства, освоение металлургии бронзы, общий прогресс хозяйственного развития. Успехи в экономике приводят к росту численности населения, освоению новых земель. Оседлые поселения возникают в высокогорном Дагестане. Оседлое население внутреннего горного Дагестана осваивает предгорья и прикаспийскую низменность. Здесь возникают такие крупные оседло - земледельческие поселения, как Чиркеевское, Мекегинское, Каякентское. В этот же период на значительной части территории Кавказа складывается куро-араксская культура. Элементы ее проникают далеко на юг и встречаются в Восточном Средиземноморье, Сирии и Палестине. Существование куро - аракской культуры и обширный ареал распространения ее на Кавказе является ярким свидетельством наличия древнего обще - кавказского этнокультурного единства. Культура народов Дагестана в раннебронзовую эпоху составила особый локальный вариант этой культуры, причем, надо отметить, что культура ранней бронзы складывалась в Дагестане на местной основе, так как и в эту эпоху сохраняла черты преемственности с предыдущими этапами развития. Следовательно, мы можем делать вывод о том, что на протяжении каменного века и последующих эпох металла до средней бронзы, население Дагестана последовательно прошло все ступени исторического развития, причем процесс этот происходил на местной основе с сохранением культурной преемственности.

В период средней бронзы осуществляется распад куро-араксского единства. В Дагестане образуются несколько культур, которые имеют свои особенности. В приморском Дагестане складывается великентская культура, в горном и внутреннем Дагестане складывается гинчинская культура. Для Дагестана этого периода характерна этнокультурная пестрота. При этом, южные районы Дагестана сохраняют черты преемственности с культурой ранней бронзы и традиционные связи с народами Закавказья. Северные районы, наоборот, теряют вязи с прежним развитием и попадают под влияние степных культур. Степными культурами мы можем назвать памятники, созданные племенами, обосновавшимися в районе Волго-Донского междуречья. Отсюда они проникали на территорию Северо - Восточного Кавказа. Следы их влияния проявляются в характерных особенностях материальной культуры, появившиеся у племен Дагестана под их влиянием. Это появление курганных захоронений и применение шнурового орнамента для украшения глиняных сосудов.

Курганные захоронения и шнуровая керамика встречаются в конце III - II тыс. до н.э. не только в тех областях, что граничили со степными племенами, но даже в горном Дагестане. Влияние степных племен являлось одной из причин распада былого этнокультурного единства Северо-Восточного Кавказа. Но постепенное исчезновение элементов степной культуры в памятниках этого периода, обнаруженных в Дагестане, говорит о том, что местные этнические элементы ассимилировали пришлые племена, т.е. они растворились в местной этнической среде. Следует отметить существование в эпоху поздней бронзы каякентско-хорочоевской культуры, которая охватила Дагестан, Восточную Чечню. В конце существования этой культуры, население Дагестана осваивает железо. Бурный рост производительных сил, произошедший в этот период дал людям возможность проживать не большими коллективами, а более компактными объединениями. В этот период возникает множество оседлых поселений. В то же время начинается и обособление жителей. К концу существования каякентско - хорочоевской культуры ее единая территория распадается на несколько частей и в каждой из них появляются заметные отличия в обряде погребений, быту. Некоторое исследователи полагают, что это отражает процесс формирования отдельных племен. Уже в албанскую эпоху, по сообщениям Страбона, мы видим 26 племен, названия которых напоминают названия некоторых народностей Дагестана.

Интересен вопрос о происхождении многочисленных языков населения Дагестана. Даже для обыденного сознания, а не только для научного исследования интересен вопрос о том, какой язык был самым ранним. Еще исследователи прошлого столетия высказывали предположение о родстве кавказских языков, но привести четкую систему доказательств не смогли. Также высказывалось предположение о родстве кавказских языков с хуррито-урартскими языками, ныне мертвыми. Сейчас, это родство не вызывает сомнений. По мнению исследователей. В ранние периоды существовал прасеверокавказский язык, который представлял собой совокупность родственных диалектов. Предположительно, он просуществовал доYI тыс. до н. э и являлся языком - основой для формирования последующих языковый семей. Данные сравнительно - исторического языкознания показывают родство северокавказских языков с афро-азийскими (семитский, берберский и др.), синотибетскими языками, Прародиной этой общности, возможно, является Западная Азия, в которую входит и Южный Прикаспий. А эта область предположительно является предвестником чохской культуры. На рубеже Y тыс. до н.э. осуществляется распад единого праязыка на две ветви северокавказских языков – западно-кавказскую (абхазо-адыгскую) и восточно-кавказскую, которую составили нахско-дагестанские и хуррито-урартские языки. Далее, можно говорить о большом влиянии индоевропейских народов, которые, как мы помним, примерно в это время проникают в районы Северо-Восточного Кавказа. Проникновение скифо-сарматских племен, алан оставило заметный след в языках народов Дагестана, что нашло выражение в многочисленных заимствований из индоевропейских языков. Изменение в условиях жизни племен, которые начали обособляться, нашло отражение в нарастании языковых различий. В определенный момент процесс языкового распада населения Северо-Восточного Кавказа идет все более интенсивно. В албанскую эпоху уже имеется 26 племен, которые разговаривают каждое на своем языке.

Для выяснения вопросов этногенеза народов Дагестана, большой интерес представляют данные такой науки, как палеоантропология. Анализ материалов археологических раскопок поселений Гинчи, Гоно (Шамильский район), Манаса, Шаракунского могильника, что был обнаружен близ Касумкента показывает, что население Дагестана того времени (Y - I тыс. до н.э.) принадлежало к единому антропологическому типу, а именно к южно - индо-средиземноморской ветви европеоидной расы. Характерной его особенностью являлось то, что оно было узколицым и длинноголовым. Антропологи полагают, что этот тип просуществовал достаточно долго и сыграл большую роль в формировании современных антропологических типов, распространенных в Дагестане в наши дни. Таким образом, кавкасионский и каспийский типы, представленные ныне в Дагестане сформировались достаточно давно и в большей степени, на местной базовой основе, несмотря на проникновение сюда иных этнических элементов. В то же время нельзя отрицать определенное влияние индоевропейских народов на формирование внешнего облика современного населения Дагестана и соседних районов Кавказа. С проникновением на Кавказ индоевропейских племен усиливается распад этнокультурного и языкового единства Северо-Восточного Кавказа, формирование здесь различных культур, распад древнего северо-восточного кавказского этноса и формирования современных дагестанских народов

Дагестан в составе Кавказской Албании

Первые письменные упоминания о населении побережья Каспия в античной литературе мы встречаем у известного историка Геродота. Он пишет о каспиях, населявших северо-западное побережье Каспийского моря. Они входили в 11 сатрапию Персидского царя Дария. Очевидно, это был достаточно сильный племенной союз, хотя и просуществовал он недолго. Но на смену ему пришли другие крупные племенные объединения. Образование союзов племен было следствием внутреннего развития кавказских племен, а также необходимости защиты от внешних вторжений. На роль ведущей силы для создания племенных объединений претендовали различные племена, но этой консолидирующей силой стали албаны. Первые письменные упоминания о союзе албанских племен в исторической литературе мы встречаем у античного автора Арриана, описывающего войны Александра Македонского с Персией. В битве при Гавгамелах, одной из решающих битв между македонцами и персами, в 331 г. до н.э. на стороне армии царя Дария был выставлен албанский отряд. Это говорит о существовании между албанцами и персами отношений определенной зависимости. После поражения Ахеменидской империи, албанцы освободились от зависимости от персов, но следы иранского влияния нашли отражение в распространении у некоторой части населения Дагестана зороастризма - религии древнего Ирана.

Следующие ценные сведения мы находим у другого античного автора Страбона. Его "География" содержит интересные сведения о составе населения. Он упоминает 26 племен, каждое из которых ранее имело своего царя и свой язык. Это упоминание, очевидно, относится к раннему периоду в истории Албании, когда она представляла собой федеративное племенное объединение и сильная единая государственная власть еще отсутствовала. Правда, автор оговаривает, что ныне один над всеми властвует. Страбон описывает внешний облик населения Албании как высоких, светловолосых, светлоглазых и светлолицых людей. Это описание полностью соответствует тому антропологическому типу, который был распространен на Кавказе в ранние периоды и у ученых-антропологов получил название кавкасионского. Сейчас этот тип представлен в горных районах Дагестана. Позже в Дагестан проник каспийский антропологический тип, который получил здесь широкое распространение и который сильно отличался от прежнего кавкасионского. О языках Албании известий очень мало, но, несомненно, они принадлежали к кавказской языковой семье и были созвучны дагестанским языкам. В пользу этого говорит упоминание известного армянского автора Моисея Хоренского о том, что один из языков Албании - гаргарейский богат горловыми звуками, что созвучно дагестанским языкам. Кроме того, язык современных удин, проживающих в Северном Азербайджане и являющихся потомками албанских племен, принадлежит к лезгинской языковой группе.

Большой интерес вызывает вопрос о территории государства. Долгое время в исторической литературе весьма спорной являлась проблема северных границ государства. Сейчас, уже достаточно определенно можно говорить о том, что северная граница проходила по Сарматии, т.е. по северным равнинам Дагестана. Следы проникновения сарматов обнаруживаются во многих районах равнинного Дагестана, в частности, в Таркинском могильнике. Следовательно, большая часть Дагестана входила в состав Албании. Античные авторы упоминают такие племена, входившие в состав Албании как леги, гелы, собственно албаны, удины, анды, дидуры и мн. др. Названия некоторых племен отождествляется с названиями современных народностей Дагестана, например, анды - с андийцами, дидуры с дидойцами и т.д. Большое место в системе доказательств тождественности Албании и Дагестана занимает определение значения термина Албания. По мнению некоторых исследователей, название Албания обозначает, как и Дагестан, горная страна. По сведениям античных авторов, большую часть Албании составляли горы, где проживало воинственное население, осуществлявшее контроль над горными перевалами Большого Кавказского хребта. Таким образом, суммируя все данные, можно выявить географические очертания государства. Северная граница проходила по Сарматии. На юге Албания граничила с государством великая Армения. На востоке - граница шла по побережью Каспийского моря. На западе албаны граничили с грузинскими племенами иберов.

Основу экономики албанских племен составляли земледелие и скотоводство. Страбон отмечал благоприятные природные условия Албании. В своей "Географии" он пишет, что все родится там несеянным на невспаханной почве, цитируя слова "Одиссеи". Так же он отмечает, что вся равнина орошается лучше, чем Египетская и Вавилонская - страны с преобладающим развитием земледелия. Страбон отмечает, что население Албании обрабатывало землю деревянным плугом. О земледельческом быте жителей Албании говорят археологические находки в памятниках, обнаруженных в Дагестане и относящихся к этому периоду. Это обуглившиеся зерна пшеницы, ячменя, льна, обнаруженные на Урцекинском городище, а также хорошо сохранившиеся террасы в горных и предгорных районах, находки больших глиняных сосудов для хранения зерна и вина (Тарки, Урцеки и др.). Обращаясь вновь к Страбону, можно найти и сведения, подтверждающие развитие скотоводства в Албании. Он пишет, что здесь и животные, как дикие, так и домашние имеют хороший рост. Богатый остеологический материал могильников Дагестана говорит о разведении в этот период как крупного, так и мелкого рогатого скота, развитом коневодстве. Об этом говорит и упоминание о 22000 коннице албан, что становится возможным при высоком уровне развития коневодства.

Другой развитой отраслью хозяйства являлось ремесло, что также нашло отражение, как в письменной литературе, так и в археологических материалах. Развивались как традиционные отрасли ремесла, так и новые. О развитии гончарного дела свидетельствуют многочисленные глиняные сосуды разнообразного назначения. Это и маленькие ритуальные сосуды, изящные кувшины, кухонные горшки, огромные сосуды для хранения сыпучих веществ и жидкостей. Они отличались высоким качеством обжига, совершенством форм, ангобировались. В памятниках первых веков нашей эры была распространена красная и белая ангобированная керамика. Для украшения применялся резной и налепной орнамент.

Высокого уровня развития достигла также металлообработка. Албанские мастера изготавливали различные орудия труда, предметы вооружения, ювелирные украшения. Местными ювелирами были изготовлены золотые серьги с небольшими утолщениями на конце, обнаруженные в Таркинском могильнике. Ассортимент изготавливаемых изделий был достаточно разнообразен. Об уровне развития металлообработки говорит вооружение албанской армии. Страбон упоминает, что албанцы сражаются дротиками и луками, имеют панцыри, большие шиты и шлемы из звериной кожи. Албанские мастера изготавливали наконечники копий, стрелы, обоюдоострые кавалерийские мечи, ножи. Из ювелирных украшений в памятниках представлены поясные пряжки, височные привески, бляшки, головные булавки и др. Подробное исследование этих находок позволяет говорить о том, что при их изготовлении использовались такие приемы обработки металла, как литье, ковка и т.д.

Также развивалось и ткачество, которое относится к традиционным отраслям ремесла. В Албании изготавливались шерстяные, льняные ткани. Высоких оценок заслужила мягкая ткань, изготавливаемая из верблюжьей шерсти. Применялась окраска тканей, такими натуральными красителями, как марена, кошениль. Новыми отраслями ремесла являлись, производство стекла, рыбьего клея, который славился и за пределами Албании. Центрами ремесленного производства являлись города. По сведениям античного автора Клавдия Птолемея в Албании насчитывалось 29 городов. По мнению археологов, многие из них локализовывались в Дагестане. В частности, один из крупных городов - Албана, по некоторым предположениям располагался на р. Сулак. Известный кавказовед А. К. Бакиханов предполагал, что город Албану можно принять за Дербент. Албана определенное время являлась столицей государства, но затем центр переместился в город Кабалаку, что имело под собой политические обоснования. Албанские города, скорее всего, имели характерную для античности планировку. Об этом можно судить по городищу Урцеки, обнаруженному недалеко от Изберга.

Для этого городища характерно наличие цитадели, посада и прилегающей округе, что соответствует планировке античных городов. Сведения античных авторов об албанских городах очень скудны и о внутренней жизни их практически ничего не известно. Несмотря на упоминания Страбона о том, что албаны не имели склонности к торговле, очевидно, что албанские города являлись и торговыми центрами. Об этом говорят обнаруженные в Таркинском, Урцекинском могильниках изделия из разноцветного стекла, полудрагоценных камней, имеющие неместное происхождение. О связях с античным миром свидетельствует находка клада античных монет, обнаруженная в Касумкентском районе. На связи с северным миром указывают находки янтарных украшений, обнаруженные в материалах Таркинского и Урцекинского могильников. В свою очередь, производимые в Албании товары также пользовались спросом за пределами государства. Из Албании вывозились рыба, клей, ткани из верблюжьей шерсти. Оживление торговых связей, рост городов, а также угроза со стороны кочевников способствовали сближению племен и образованию государственной власти.

Политическое устройство государства претерпело определенную эволюцию от федеративного племенного объединения до создания сильной общегосударственной власти в лице наследственного правителя - царя. Иллюстрацией к этому может служить высказывание Страбона о том, что ранее у каждого племени, входившего в состав Албании, был свой царь и свой язык, а сейчас один над всеми властвует. Очевидно, речь идет о первом веке до н.э. Отсутствие у племен единого общегосударственного языка, возможно, говорит о слабых связях между ними. Также наличие у каждого племени своего вождя также говорит о догосударственном уровне развития. Весьма сложными были и социальные отношения. Упоминающиеся Страбоном цари свидетельствуют о существовавшей градации общества. Вторым лицом в государстве являлся жрец. Тот же Страбон свидетельствует, что жрецом служит наиболее уважаемое после царя лицо. Жрецы обладали и земельной собственностью. У Страбона собственность жрецов определялась как священная. Также с уверенностью можно говорить о существовании рабов, источником которых являлась война. Также, видимо, существовало и долговое рабство. Труд рабов использовался на общественных работах, преимущественно на стройках. О существовании других категорий населения известий очень мало. Очевидно, определенной прослойкой общества являлись ремесленники. Существовали и свободные общинники.

Развитию государства препятствовали постоянные войны. Албаны участвовали в войнах против Александра Македонского на стороне Ахеменидского Ирана в 4 в. до н.э. В более поздний период население Албании было втянуто в Митридатовы войны против рабовладельческого Рима. Являясь ведущей мировой империей Средиземноморского бассейна, Рим пытался сохранить свое лидерство и контролировать торговые пути и рынки в бассейне Средиземного моря и в Малой Азии. Для этой цели и ради освоения новых пространств римлян совершали неоднократные походы в новые земли, в том числе, и на Кавказ. Соперником Рима выступил царь античного государства Понт Митридат, Соперничество между ними привело к поражению Митридата. Союзником его в противостоянии с Римом выступила Армения. В 69 г. до н.э. войска римского военачальника Лукулла вторглись в Армению, на помощь Армении пришло население Албании. Совместными усилиями удалось отстоять город Тигранокерт. Римские войска направились на город Арташат, известный по греко-римским источникам, как Артаксат. И здесь пришли на помощь албанцы и иберийцы.

Война принимала затяжной характер. Вследствие больших потерь Лукулл был отозван в Рим. Руководство римскими войсками было возложено на другого выдающегося полководца - Гнея Помпея. Помпей был известным военачальником и политическим деятелем. Страбон называет количественный состав войска, с которым албаны вступили в борьбу с Помпеем. Он пишет, что они вооружают 60000 пехотинцев и 22000 конных воинов. Помпею было оказано упорное сопротивление. По сведениям Плутарха албанский отряд, численностью до 40 тысяч человек, перейдя реку Куру, напал на римское войско. Известно, что возглавлял этот отряд албанский царь Оройз. Несмотря на то, что победа была на стороне Рима некоторые авторы, в частности, Дион Кассий косвенно признают, что римлянам не удалось полностью покорить албанцев. Сам Помпей чуть не погиб, пытаясь покорить албан. Следствием этих событий явился договор, который Помпей заключил с кавказскими народами. В 37 - 36 гг. н.э. в южные районы Албании вторгся римский военачальник Канидий Красс, но добиться каких - либо серьезных успехов не смог. Зависимость от римлян не продлилась долго. В 50-30-ые г. г. до н.э. Албания освободилась от Рима.

В первом веке нашей эры население Албании, совместно с иберами (жители Грузии) вступили в борьбу с сильным Парфянским царством, образовавшимся на развалинах империи Александра Македонского в Средней Азии. После похода парфян на Армению в 34 г. н.э. совместные войска албанцев, иберов и армян разбили парфянское войско. Большую роль в разгроме противника сыграла иберийская и албанская пехота, которая состояла из горцев. Описания этой битвы мы можем встретить у выдающегося римского историка Тацита, который признает мужество и отвагу жителей Кавказа. Но эти многочисленные войны с могущественными, часто превосходящими по силам соперниками, истощала ресурсы Албании. Начавшееся великое переселение народов привело к проникновению в степи Кавказа ираноязычных кочевников. Обосновавшиеся здесь сарматы, аланы представляли серьезную угрозу местному населению. В 3 веке нашей эры на южных границах албанского государства появляется опасный сосед в лице персидской державы Сасанидов.

Укрепив внутреннее положение государства, правящая династия Сасанидов приступила к внешним завоеваниям. Подчинив себе области в Передней и Средней Азии, захватив Северный Иран, они приступили к завоеванию Закавказья. Несмотря на упорное сопротивление, оказанное местным населением, Сасаниды захватили и эту территорию. Восточный Кавказ представлял для Сасанидов огромный стратегический интерес в силу важности своего положения. Именно с этим связаны попытки укрепить свое положение здесь, предпринимаемые Сасанидами. Они создавали оборонительные сооружения Дербента, переселяли в южный Дагестан ираноязычных кочевников, распространяли здесь свою религию-зороастризм. При этом иранские завоеватели вели жесткую политику на покоренных землях, угнетали местное население, использовали труд жителей Дагестана на строительных работах. Это вызывало недовольство местных жителей, которое выливалось в открытое вооруженное восстание. Одно из них было начато в 450 году. Во главе повстанцев встал армянский полководец Вардан Мамикоян. В 451 году произошло сражение на Аварайском поле, в ходе которого повстанцы потерпели поражение. В 457 году вспыхнуло новое восстание. В этот раз его возглавил албанский царь Ваче II. Несмотря на определенные успехи повстанцев, это выступление также было подавлено. Все эти войны ослабляли Албанию и уже в 4 веке нашей эры можно говорить о постепенном распаде Албанского государства и изменении его территории, В 461 г. Сасаниды упразднили царскую власть в Албании. Для управления этой областью назначались наместники, которые назывались марзпаны. Борьба против Сасанидов не прекращалась и в последующие годы. Восставшим сопутствовали определенные успехи. Следствием их стало восстановление царской власти и политической самостоятельности государства. Но к этому времени территория его значительно сократилась. Название Албания применялось только к области куро-аракского междуречья.

Некоторые исследователи выделяют в истории Албанского государства три последовательных периода, характеризовавшие различные стадии развития государства.

4-3 века д. н.э. - период складывания албанского федеративного племенного объединения.

3 в. д. н.э. - 2 в. н.э. - это время складывания и расцвета албанского государства, характеризовавшегося наличием как общинного, так и раннерабовладельческого уклада.

Середина 2 в. н.э. - 4 в. н.э. - время распада албанского раннерабовладельческого государства и зарождения раннефеодальных отношений. (История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 1997., стр.58.).

Большим достижением народов, населявших страну, являлось создание собственной письменности. Событие это связано с именем выдающегося армянского просветителя - Месропа Маштоца. Он прибыл ко двору албанского царя и избрал в качестве базового общелитературного языка наречие племени гаргаров или гаргарейцев. Произошло это в начале Y в. Албанский алфавит состоял из 52 букв. Существуют свидетельства, что у албанцев было собственное письмо еще в период борьбы с Римом, и что Месроп Маштоц видоизменил и усовершенствовал этот алфавит



Реклама