Органы государственной власти Великого княжества Литовского, их эволюция и функции


Политический строй ВКЛ прошел многовековую эволюцию, объединил черты систем управления европейских государств и те, что существовали в Полоцком и других белорусских княжествах. В сер. XVI в. в Великом княжестве Литовском действовали развитая демократическая центральная и местная административная власти. В своей деятельности они опирались на Статут Великого княжества Литовского.

Всю власть и государственное управление в ВКЛ возглавлял великий князь (государь). Ему подчинялись князья и бояре, которые управляли удельными княжествами, вотчинами. Великий князь являлся и верховным судьей, администратором, главнокомандующим вооруженных сил страны. Главной его обязанностью была защита собственности и территории государства. Он налаживал дипломатические отношения с соседними государствами, объявлял войну и мир, назначал на должности и распоряжался государственными имениями. Города также находились под его личной опекой.

Сигизмунд III Август

Сигизмунд III Август

Имена и периоды княжения великих князей литовских приведены в таблице:

Имена великих князей Годы правления

государством

Миндовг (король литовский) сер. 1230–1263
Войшелк 1264–1267
Шварн Данилович 1267–1270
Трайдень 1270–1282
Витень 1295–1316
Гедимин 1316–1341
Явнут 1341–1345
Ольгерд 1345–1377
Ягайло (польский король Ягайло Владислав II) 1377–1392
Витовт 1392–1430
Свидригайло 1430–1432
Сигизмунд Кейстутович 1432–1440
Казимир I (польский король Казимир IV) 1440–1492
Александр (сын Казимира) 1492–1506
Сигизмунд II Старый (польский король Сигизмунд I) 1506–1548
Сигизмунд III Август (польский король Сигизмунд II) 1548–1572

Великий князь избирался из представителей дома Гедиминовичей (позже – Ягайловичей) сначала в узком круге важнейших сановников, а с кон. XV в. – на вальном (общем) сейме с участием представителей всех земель. Коронация великих князей происходила в виленском Нижнем замке, в костеле св. Станислава. На голову новоизбранного государя возлагалась митра Гедимина, а потом маршалок земский вручал ему меч и скипетр.

В кон. XV – нач. XVI вв. неограниченная княжеская власть, какой она была в период Гедимина, Ольгерда, Витовта, постепенно отходила в прошлое. В государственном управлении все большую роль начала играть великокняжеская рада. Паны-радные начали влиять на назначение того или другого представителя великокняжеской династии на должность великого князя. Это дает основания определить государственный строй ВКЛ как парламентскую монархию, где власть монарха (великого князя) ограничивал парламент, который состоял из двух палат: рады и сейма.

Здесь следует уяснить, что собой представляли эти два важных органа государственной власти. Рада, или паны-рада – государственное учреждение, которое юридически ограничивало власть великого князя. Первоначально она имела совещательное право. Потом постепенно расширяла свои права. На основе привилеев, изданных великими князьями в кон. XV–XVI вв. (1492 и 1506 гг.), она сконцентрировала в своих руках управление всеми государственными делами: судом, администрацией, вооруженными силами, внешней политикой, т. е. без согласия панов-рады великий князь уже не мог решать вопросы внешней политики, издавать и изменять законы, назначать государственных чиновников, распоряжаться финансами и т. д.

В состав рады входили крупнейшие феодалы, в основном литовского происхождения, которые занимали высшие государственные посты (канцлеры, гетманы, маршалки, подскарбии, наместники, воеводы, старосты, каштеляны), и высшие чины католической церкви (епископы). С сер. XVI в. в состав панов-рады начали входить также православные феодалы, назначаемые на высшие государственные должности.

Полный состав рады насчитывал 45 человек. А после реформы 1565 г. и образования новых воеводств (соответственно увеличилось количество высших должностей) панов-радных стало 65.

В сер. XVI в. из состава панов-рады выделилась группа наиболее влиятельных членов, из которых начали формировать высшую, или тайную, раду для решения наиболее важных государственных дел. При отсутствии великого князя она фактически являлась высшим органом государственной власти.

В результате дальнейшего развития феодальных отношений, роста влияния феодального сословия, особенно шляхты, в начале XV в. (1401 г.) в ВКЛ начал действовать еще один орган государственной власти – вальный сейм. Сначала он собирался только для решения таких вопросов, как избрание великого князя, обсуждение условий унии и т. д. На сеймы приглашались все паны и шляхта поголовно. Однако трудности с их сбором привели к тому, что вальные сеймы были преобразованы в представительное учреждение. Уже в 1512 г. великокняжеским привилеем было установлено, что перед вальным сеймом должны собираться поветовые сеймики, которые будут избирать по 2 делегата на вальный сейм от каждого повета. Кроме избранных в работе сейма участвовали по личному приглашению великого князя наиболее известные паны и шляхта.

Исходя из вышеизложенного, важно уяснить вывод о том, что сейм был исключительно шляхетско-сословным представительным государственным органом власти. Другие сословия туда не допускались. Несмотря на то, что институт вальных сеймов позволил средней и мелкой шляхте принимать участие в политической жизни государства, фактически постоянно участвовали в работе сейма магнаты.

Вальные сеймы созывались не только в столице ВКЛ Вильно, но и в Бресте, Новогрудке, Гродно, Минске. На них обсуждались важнейшие общегосударственные вопросы (уния с Польшей, избрание великих князей, шляхетские привилеи, законодательные акты и т. д.)

Изучая проблему государственной власти и управления в ВКЛ, нельзя не остановиться на характеристике администрации Великого княжества Литовского. В ВКЛ управление в центре и на местах осуществляли должностные лица – урядники, которые заведовали отдельными отраслями центральной администрации в княжестве. Они подразделялись на земских (государственных) урядников и придворных, которые выполняли различные функции при дворе князя. Земские урядники, в свою очередь, подразделялись на центральных и местных. К местным принадлежали воеводы, каштеляны, старосты и др. Важнейшее место среди них занимал маршалок земский. Он был председателем на заседаниях рады и сейма, следил за порядком и этикетом при дворе и во время официальных церемоний, организовывал приемы иностранных послов, распоряжался размещением прибывших на сейм или на аудиенцию к великому князю. Его заместителем был маршалок дворный, в непосредственном подчинении которого находились великокняжеские чиновники – дворяне, ответственные за исполнение великокняжеских распоряжений и маршалков земского и дворного. Существовал чин и великокняжеского (господарского) маршалка. Он был заместителем и помощником земского и дворного маршалков. Нередко великий князь поручал ему рассматривать отдельные судебные дела. Были еще поветовые маршалки, которые командовали шляхетским ополчением и присутствовали на поветовых сеймиках.

Одним из главных высших должностных лиц великокняжеского двора был канцлер. Он хранил великую государственную печать и заведовал государственной канцелярией, которая координировала деятельность всех органов управления в государстве. В канцелярии письменно на белорусском языке (с 1696 – на польском) оформлялись все постановления и распоряжения князя и панов-рады. Документы, которые выходили из канцелярии и приходили туда, записывались в отдельные книги, которые назывались Литовской метрикой. С 1566 г. вводится должность подканцлера, который являлся заместителем канцлера и хранителем малой государственной печати. Канцлер и подканцлер принимали участие в подготовке проектов законодательных актов и их окончательном редактировании.

В государственной канцелярии находились архив ВКЛ (так называемая метрика ВКЛ), канцелярские книги, важнейшие государственные документы.

Гетман великий командовал во время войны войсками, когда во главе их не стоял сам великий князь. Постепенно высший гетман непосредственно и более активно занимается комплектованием и руководством войска. В конце XVI в. он становится и руководителем военного учреждения в государстве. Его заместителем являлся гетман дворный или польный, тот, кто возглавлял войско в походе. В войске находился земский хорунжий с земской хоругвью (знаменем). Он возглавлял частные и поветовые полки, которые присоединялись к гетманскому войску. Существовала должность дворного хорунжего, который хранил знамя при великом князе и командовал отрядом дворян.

Финансами государства ведал подскарбий земский. Он следил за всеми государственными доходами и расходами. Под его присмотром находились атрибуты великокняжеской власти: шапка Гедимина, скипетр, меч и знамя. В XVI в. роль подскарбия земского значительно возросла, и с простого казначея он станет министром финансов. Его помощником и заместителем был подскарбий дворный, который отвечал за денежные и материальные средства, что шли на нужды великокняжеского двора. Подскарбию земскому подчинялись скарбники, которые следили за своевременным поступлением средств в казну и рассматривали финансовые отчеты ключников, мытников, державцев, цивунов…

К высшим сановникам государства принадлежал епископ – в православной и католической церквях высшее духовное звание священнослужителей, управляющий церковно-административной единицей – епархией. Согласно Статуту ВКЛ он должен был участвовать в сеймиках своего воеводства или повета. Виленский епископ и некоторые другие принимали участие в раде.

Подкаморий придворный отвечал за порядок и убранство в покоях великого князя, был его советчиком и входил в состав рады.

Воевода – должностное лицо, руководитель администрации в воеводстве. Заседал в раде ВКЛ, а позже – и в сенате Речи Посполитой. Как представитель великокняжеской администрации защищал интересы местной феодальной знати.

Каштелян – комендант замка и одновременно администратор земельных владений великого князя, помощник воеводы. Когда отсутствовал каштелян, то его заменял городничий.

На все высшие должности в государстве назначались только крупные феодалы некоторых наиболее знаменитых родов, только уроженцы ВКЛ, которые имели определенное образование или практический опыт государственной службы. Все должности давались пожизненно, и ни великий князь, ни рада не имели права без вины отнять их.

Остановимся на характеристике местного управления. В этой связи важно обратить внимание на административно-территориальное деление ВКЛ на воеводства, поветы и волости. Впервые воеводства были введены в 1413 г. Но тогда были созданы только два воеводства – Виленское и Трокское. В нач. XVI в. в ВКЛ была проведена территориально-административная реформа, в результате которой было учреждено еще пять воеводств – Витебское, Полоцкое, Новогрудское, Смоленское и Подляшское. Согласно реформе 1565–1566 гг. территория ВКЛ уже была разделена на 30 поветов и 13 воеводств.

Руководителями администрации в воеводствах были воеводы. Они назначались великим князем и радой из числа крупных феодалов, уроженцев Великого княжества Литовского, пожизненно. Но местные феодалы имели право в случае необходимости требовать их отставки. Им практически принадлежала вся полнота власти в воеводстве Они возглавляли административные, хозяйственные, военные и судебные органы. Основные обязанности воеводы заключались в поддержании правопорядка на своей территории, осуществлении контроля за источниками государственных и великокняжеских доходов. Он занимался организацией вооруженных сил в воеводстве, выполнял судебные функции в замковом суде. Воевода входил в состав рады и был обязан присутствовать на заседаниях сейма. Ближайшими помощниками воеводы были:

каштелян – по военным делам;

подвоевода – по административно-судебным;

ключник – заведовал сбором налогов;

городничий – комендант замка, который заботился о его ремонте и содержании;

конюший – осуществлял надзор за разведением лошадей для армии,

лесничий и гаевник управляли лесным промыслом, занимались организацией охоты.

Главой администрации в повете был староста. Назначался он, как и воевода, великим князем и радой из числа крупных феодалов.

Староста, как и воевода, обязан был следить за порядком на подведомственной территории, присматривал за хозяйством государственных имений и за поступлением государственных доходов, заботился о боевой готовности замков, собирал ополчение в случае военной опасности, рассматривал криминальные и военные дела, следил за исполнением судебных решений. В повете сохранялись также старинные должности ключника, конюшего, городничего, лесничего, тивуна, хорунжего – поветового знаменосца, который собирал всех военнообязанных людей данного повета в случае военной опасности. Помощником старосты по военным делам был поветовый маршалок, который командовал поветовым ополчением шляхты. Он же, как правило, председательствовал на заседаниях поветового сеймика. Административно-судебные функции в повете мог выполнять помощник старосты – подстароста.

Сословно-представительными органами в воеводстве и повете были воеводские и поветовые сеймики. На них могли присутствовать все шляхтичи повета или воеводства. Здесь обсуждались как местные, так и общегосударственные вопросы. Поветовые сеймики собирались ежегодно или даже несколько раз в год в поветовом центре. Председательствовал на сеймике или наиболее высокий по должности пан, или поветовый маршалок. На поветовых сеймиках выбирались депутаты на вальный (всеобщий) сейм, составлялись для них инструкции и наказы, а также ходатайства и просьбы к правительству, заслушивались отчеты и информации о сеймах, выбирались кандидаты на судебные и другие должности, определялись размеры налогов на нужды повета. При помощи сеймиков поветовая шляхта защищала свои местные интересы перед центральными органами.

Низшим звеном в системе местного управления были державцы (сначала они назывались тивунами), которым давались во временное управление и владение дворы, замки и фольварки (государственные имения). Они присматривали за хозяйством в имениях, получали с него часть или все доходы и одновременно управляли им. Они имели право судить подвластных им простых людей. Для осуществления надзора над крестьянами старосты и державцы назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников. Они следили за поддержанием порядка в селах и выполнением феодальных повинностей. Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники – на территории волости, десятники – в отдельных деревнях. После волочной померы 1557 г. эти должности были заменены сельскими войтами.

В деревнях действовали органы крестьянского самоуправления – сельские собрания (сходы) и старцы. Старцы избирались на сельских сходах. Они наблюдали за выполнением общественных работ (строительство мостов, замков, дорог), собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуществлении правосудия в копе.

В развитии законодательства необходимо подчеркнуть, что источниками права в ВКЛ сначала было древнерусское право («Русская правда»), местные обычаи и судебная практика. В XIV–XV вв. наметился переход от обыкновенного права к писаному, которое вскоре стало основным источником права на территории Беларуси. Первая попытка установить единство правовых норм на всей территории, ограничить самопроизвол судей, а также усилить правовую защиту феодального имущества и ввести жесткие меры наказания была сделана в Судебнике 1468 г. Это был первый кодекс криминального и криминально-процессуального права ВКЛ, одобренный великим князем Казимиром на сейме 29 февраля 1468 г. Однако вершиной систематизаторской и кодификационной деятельности в ВКЛ была разработка и издание Статутов 1529, 1566 и 1588 гг. По совершенству кодификации и широте регулируемых отношений они не имели равных в Европе.

Статут ВКЛ 1529 г. составлен комиссией под руководством канцлера ВКЛ А. Гоштольда (есть предположение, что в составлении и редактировании Статута принимал участие Ф. Скорина). В нем юридически закреплены основы общественного и государственного строя, правовое положение классов, сословий и социальных групп населения, порядок образования, состав и полномочия некоторых органов государственного управления и суда. Статут 1529 г. написан на белорусском языке, имеет важное значение как памятник правовой культуры и языка белорусского народа.

Как и предыдущий, Статут 1566 года был написан на белорусском языке. Более того, поскольку основную часть центральной части ВКЛ составляли белорусские земли, белорусский язык был признан государственным на всей территории княжества. В Статуте 1566 г. определен переход от феодального права собственности к буржуазному. Статья I раздела 7 давала всем феодалам право свободно распоряжаться своими имениями. Полнее изложены и нормы наследственного права.

В Статут 1588 г. проводится идея укрепления правового порядка, при котором все государственные и должностные лица обязаны действовать только в соответствии с законом. Идея правового порядка была направлена, прежде всего, против деспотизма государя, крупных феодалов. Статут 1588 года пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX века, то есть даже тогда, когда Беларусь находилась в составе Российской империи.

Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588 годов), которые, включая в себя нормы различных отраслей права, дали мощный толчок развитию права в целом на Беларуси.

В XIV–XVI вв. на белорусских землях интенсивно развиваются города и местечки, которые все в большей степени концентрировали ремесло, торговлю, становились центрами оживленной политической и культурной жизни населения. Если до 1500 г. имеются известия о 83 городах ВКЛ, то через сто лет насчитывалось уже 530 городских поселений. 80 % горожан составляли белорусы. Этнический состав городского населения существенно дополнялся русскими, литовцами, евреями, поляками, украинцами, немцами, латышами и татарами. Разнообразным был конфессиональный состав горожан: православные, католики, униаты, иудеи, мусульмане, кальвинисты и др., но преимущество имели христиане. В конце XV в. в ВКЛ начало распространяться самоуправление городов на основе так называемого «магдебургского права».

Что же давало магдебургское право городу?

   •   Разрешало создать городскую общину, члены которой пользовались муниципальными свободами: могли заниматься ремесленничеством, торговлей или земледелием, выбирать городской орган власти – магистрат, суд, создавать ремесленные объединения – цехи.

   •   Оно освобождало жителей городов от выполнения ряда феодальных повинностей, власти и суда государственной администрации.

   •   Ограничивало налоги.

   •   Разрешало заиметь городу герб.

На основе процессов феодализации, общественного разделения труда, юридического оформления привилегий, прав и обязанностей населения до середины XVI в. сформировались следующие сословия:

   •   Шляхта – господствующее, исключительно привилегированное неоднородное сословие в ВКЛ.

   •   горожане (мещане), основным занятием которых было торгово-ремесленная деятельность.

   •   крестьянство, которое до конца XVI в. представляло собой единое сословие крепостных крестьян.

Таким образом, особенности аграрных отношений, рост городов в XIV–XVI вв. выявляют глубокие изменения в хозяйственной жизни, которые взламывали вековые традиции и свидетельствовали о сравнительно высокой степени социально-экономического развития Беларуси того времени.

Можно выделить новый период белорусской истории – период вестернизации белорусской социо-культурной традиции. Он берет начало от судьбоносного для белорусских и литовских земель события – Кревской унии. Именно этот факт самым существенным образом сопричастен к вестернизации ВКЛ. Получение привилегий сначала католической, а затем и православной знатью способствовало оформлению феодальных иммунитетов в классическом, европейском смысле этого слова, формированию шляхетского сословия. В середине второй половины XV в. происходит формирование мещанского сословия через получение городскими общинами Магдебургского права. Материальная культура белорусских городов также приобретает выразительно вестернизованный характер. Под влиянием вышеобозначенных процессов получает распространение концепция сословно-представительной монархии, которая изменяет представления о государстве как патримониальной собственности Великого князя.

Люблинская уния, подписанная в 1569 г. Между ВКЛ и Польшей, стала переломным моментом в историческом развитии Беларуси. Эта уния изменила сами государственно-правовые условия в которых находились белорусские земли. Если до Любленской унии они находились в составе ВКЛ, то теперь вместе с Княжеством оказались в новом государстве – Рече Посполитой.



Реклама