Номовые государства


В 3-м тысячелетии в наиболее развитых странах Ближнего Востока образовались первые примитивные государства. Советские ученые И. М. Дьяконов и М. А. Коростовцев удачно называют их «номовыми» государствами (от номов - княжеств, позднее провинций) Древнего Египта. Они возникли на базе добровольного союза или насильственного объединения племен. Для "номовых" государств (и их разновидностей — городов-государств, сегментных государств, племенных княжеств и т.п.) характерны крайняя неразвитость аппарата принуждения и преобладание еще догосударственных, общинных средств управления. Однако отдельные элементы власти уже приобретают публичность, противопоставляются обществу, трансформируется и вся система общественной регуляции. Поэтому "номовые" государства являются ближайшими предшественниками царств - более обширных по занимаемой территории и более сложно организованных государств. Первоначально последние строились как объединение "номовых" государств и лишь с течением времени утрачивали традиционную номовую структуру.

Первые в истории царства возникли там же, где и первые номы: в Двуречье, Эламе, Египте, Сиро-Палестинском районе и Малой Азии. В каждом случае они консолидировали группы номов. В появлении царств основную роль играло именно наличие номов с их примитивной государственностью, а не их этнический облик к пр. Этническая, равно как и политическая, интеграция номов происходила уже в рамках соответствующих царств.

В Шумере номы начали объединяться в конфедерацию под гегемонией Ниппура около 3000 г. Позднее центрами объединения стали Киш на севере и Урук на юге; Лагаш, Ур, Мари и Адаб также временами претендовали на гегемонию. В результате взаимной борьбы номов и суперномов за гегемонию в Двуречье они все были покорены сначала правителем Уммы Лугальзагеси, а затем соперником последнего Саргоном Древним, царем Аккада (2316-2261), подчинившим не менее 70 номов Верхней, Средней и Нижней Месопотамии и Элама. Саргон сообщает в своей надписи также о завоевании областей Яримута (позднее - Римита, в эллинистическое время - Лаодикея, теперь - Латакия) и Эбла, или Урсу (современный Арсун), в Сирии на побережье Средиземного моря.

Верховенство Саргона простиралось от Сирии до Персидского залива; это было самое большое из когда-либо существовавших до тех пор государств. Аккадское царство в XXIII в. было разрушено нашествием гуттиев, которые установили свою гегемонию по всему Двуречью.

При Саргоне впервые упоминаются южные страны Маган, Дильмун и Мелухха. Ниппурские двуязычные надписи Саргона Древнего (С-Д) сообщают: "Насколько граница Моря, корабли Мелуххи, корабли Магана, корабли Дильмуна он заставил пришвартовать". При Нарамсине (или Нарамсуэне, 2236 - 2200) в Аккад с юга пришли мелуххиты, "народ черной страны", и принесли порфир, золотой песок и ценные породы дерева. Во 2 — 1 -м тысячелетиях вавилоняне и ассирийцы Маганом называли Египет, а Мелуххой - Нубию. Но в 3-м тысячелетии, по-видимому, эти названия применялись совсем к другим странам, расположенным где-то в бассейне Индийского океана, так как они лежали у крайних пределов известного аккадянам Моря. Маган и Дильмун обычно локализируют в Омане и Фарсе. Советский ученый А. Кифишин предположил, что Мелухха — это та же восточноафриканская страна, что и Пунт египтян и библейский Офир. Однако более правдоподобно, что Маган находился в западном Мекране, на иранском берегу Аравийского моря, а Мелухха - в восточном Мекране (Белуджистан) или в долине и устье Инда.

Почти одновременно с Двуречьем, но более быстрыми темпами образуется древнейшее царство на Африканском материке - Египетское. С 4-го тысячелетия и вплоть до нового времени Египет был важнейшим очагом цивилизации в Африке. Здесь в начале 3-го тысячелетия "номовые" государства впервые объединяются в два царства — Верхнеегипетское и Нижне-египетское, которые в результате борьбы за гегемонию (подробности которой нам не известны) слились в одно.

В III тыс. соседско-родовые общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную роль. Храмы развиваются в значительные по размерам города, которые служат опорными центрами связей общин. На общественных работах применяется труд рабов, среди свободных складывается система рангов. В XXVIII–XXV вв. до н. э. в объединениях формировались признаки протогосударств: возникла надобщинная администрация. Ее представляли эвен – главный жрец храма и правитель, а также совет старейших.

В межобщинном хозяйстве выделилась уже храмовая собственность. Надобщинной организации в Двуречье способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны с сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами – это и было первичное объединение – ном. В обязанности правителя входила организация ирригации, а также выдачи из храмовых запасов членам общин через старейшин.

Таких объединений-номов сложилось в Месопотамии до 20. Большинство из их сформировали культовый союз с центром в Ниппуре. Со временем возвышаются города Киш (на севере), Ур и Урук (на юге). Но все организационное единство обеспечивалось храмовым хозяйством, полностью отделившимся от общинного; им руководят администраторы-писцы, в нем содержится штат ремесленников.

Первым историческим правителем в Шумере был лугаль (хозяин) г. Киша. Лугаль был только военным вождем общин, но не жрецом. В XXVIII в. до н.э. лидерство в Шумере перешло к Уруку, правитель которого Гильгамеш («все видавший») стал героем древнейшего литературного эпоса. Единого государства древний Шумер еще не представлял: связи между номами больше походили на военный союз. Правители отдельных государств – энси («господин сооружений») – имели культовые и военные функции; отдельные из них принимали титул лугаля, что означало некую претензию на гегемонию среди всех городов. Известны народные собрания, где сходилось до 1600 чел. (в том числе 670-680 воинов).

Правители протогосударств видели свою социальную задачу во всемерном сохранении старого уклада жизни. Хотя встречаются уже сделки с недвижимостью (домами), это было редким событием и связывалось с продажей за долги: продавец всегда был в убытке. Периодически правители устраивали «возвращение к матери» – полные переделы владений. Это не могло, однако, остановить обогащение знати.

Храмы начинали обзаводиться своей администрацией и даже дружинами (войско вооружается особым оружием, разделяется на колесничное, тяжелую и легкую пехоту). Война вообще становится ускорителем новой организации. Но она же временно ограничивает власть лугаля общинными коллективными органами (советом старейшин); по решению народного собрания лугаль может быть и низложен.

В XXVI – XXIV вв. до н.э. лидерство в Шумере переходит к ному Лагаш. При правителе Эанатуме Лагаш подчиняет себе другие номы (Киш, Урук и др.) Однако следовавшее из централизаторской политики усиление государственных начал встречает сопротивление общин. Администрация номов также еще двойственная: жреческо-храмовая и общинная (выборный лугаль, мудрецы, главные ороситель и землеустроитель).

В итоге едва ли не первого известного истории восстания правитель Лагаша был низложен, и на его место избран общинный вождь Уруинимгина. С его именем связана попытка создать первые законы (еще изустные), а также реформы, направленные на реставрацию прежних порядков общинного равенства. Централизованная администрация (единственный тогда стержень государственности) ослабла, и вскоре Лагаш был завоеван.

Каждое из древних царств, таких, как Шумер, Аккад, Элам, древнейшие царства Среднего и Дальнего Востока, являлось центром особой политической и культурно-исторической системы, периферию которой составляли небольшие "номовые" государства, союзы племен и отдельные племена. Египет был центром одной из таких систем, включавшей окружающие его пустыни и оазисы, северо-западное, а порой и юго-западное побережье Красного моря, восточную часть Ливии, северную половину Судана, далекую страну Пунт в области Африканского Рога, а также ближайшие к своим границам районы Сирии, Палестины и Ливана. Эта система, то расширяясь, то сокращаясь, была весьма устойчива: она просуществовала свыше двух тысяч лет!



Реклама