Слова из африканского языка


Отдельные слова, связанные с такими элементами культуры, как виды культурных растений и домашних животных, религиозные термины и пр., распространялись на огромные расстояния. (Подробнее об общих вопросах лингвистики и языковых группах Африки см. статью Древнейшие народы Африки)

Этим объясняется тот поистине поразительный факт, что в различных языках мира, территориально весьма отдаленных и не родственных между собой, мы находим сходные слова, обозначающие одни и те же или же сходные понятия. Например, в различных африканских языках встречается сходное название быка, коровы или буйвола: древнеегипетское "ка" (бык) и kaut (корова), коптское "ко" (бык), амхарское gos (буйвол), арабское gamus или jamis (буйвол) и gamal или jamal (верблюд), готтентотское goma-s (корова) и goma-b (бык). Согласно исследованиям британских лингвистов М. Гатри и Д. Долби, на древнейших диалектах банту и протобанту названия быков и диких буйволов были gombo, gombe, ngombe.. К этим словам восходят суахилийское и вообще восточнобантуское ngombe. (бык), которое имеется также в языках гереро (Намибия), банту Южной Анголы, тонга в долине Замбези; бечуанское ngomo; на языке буби о-ва Фернандо-По nkoro (бык); зулусское i-nkomo, i-nkabi (бык) и i-nkomazi (корова). По-видимому, слова того же корня встречаются и на западе Африки - на языках банту Камеруна: яунде naga (бык), дуала naka (бык), древнеегипетское neg, nega и с тем же значением кушитское "nagu" (на языке оромо в Эфиопии в значении "бык"), nagge (корова) на языке фульбе; сонгайское hau (корова) , а также ligume, goni (верблюд) на языках Центрального Судана и т. д.

Ранее всего это слово засвидетельствовано в памятниках шумерского языка 3-го тысячелетия - ngud, gu. Тот же термин встречается в древних индоевропейских языках: санскриюкое hauh, древнеиранское haus, латышское govs (корова) , славянское "говядо" (отсюда — говядина) . На востоке он проник до Тибета, Бирмы и Южного Китая (ngejeu, ngu, ngo, gu, go и т.п. в тибето-бирманских языках), на северо-западе - до германских стран (немецкое Kuh, английское cow, голландское ‘koe", датское и шведское "Ко", норвежское ku (корова) и т. д.).

При современном уровне наших знаний мы можем проследить постепенную трансформацию древнейшего индоевропейского gau, скажем, в "koe" языка африкаанс или в соответствующий термин на одном из тибето-бирманских языков, но еще не в состоянии проделать то же с готтентотскими или бантускими словами, внешне созвучными с шумерийским ngud, gu и с индоевропейским gau, и тем самым доказать их родство.

В значительной степени так же обстоит дело с миграционными терминами для обозначения металлов. В африканских языках встречается множество слов, обозначающих металлы, явно заимствованных в средние века и в Новое время из таких языков, как арабский, португальский, английский и французский. Но в этой группе терминов имеются и более древние пришельцы. Среди древнейших названий металлов на Ближнем Востоке и в Средиземноморье мы находим корни wrd, Ьгz1, hm и др.

Urudu — шумерийское слово, обозначающее медь, происходит от первого из них. Этот же Корень встречается в латыни в формах raudus, rudus (кусочек меди) , в славянском "руда", в немецком Егz (руда, медь, бронза). Финикийское haras (золото, медь) так же родственно этому термину, как и арабское warq или wurq (серебряные монеты), древнеэфиопское worq (золото) и происходящие от последнего слова с тем же значением в современных языках Эфиопии. Впрочем, немецкий востоковед М. Райниш считал слово worq языка геэз (древне-эфиопского) заимствованным от древнего кушитского wanq с тем же значением. Отсюда происходит апсо (золото) в ряде кушитских языков Эфиопии, асо в языке кафа и др.

К финикийскому близки латинские слова аеs (медь, бронза, медная руда, медная монета), aereum (медная монетка) и aurum (золото), aureus (золотой и червонец), откуда происходят французское ог (золото) , итальянское огаfо (золотых дел мастер), скандинавское оге, ǿге (эре, монета) .

Финикийское слово Ьагаs бьшо заимствовано берберами и, возможно, народами древнего Сенегала, говорившими на языках "атлантической бантоидной" группы. Оно встречается в форме urus в языках джолоф, серер, диола и значит "золото". У берберов же слово, обозначающее золото, звучит как urerh или ureg в сусеком, urar в мзабском, 'urа, 'urи в диалектах зенага, urer, uror, ura в диалектах языка томашек (туарегский язык) . От берберов этот термин перекочевал к народам Западного Судана: ura в сонгайском языке, wari в языке сенуфо, wulo у гурма, wore, wori, woli, wodi, waru, wale, wali1 в языках денди, бариба, бозо, мандинго, в том числе в диалекте бамбара или бамана, дьялонке, гурунси, дагари, куланго, киси, герзе, котаколи, а также в языке йоруба. В форме walе это слово засвидетельствовано в языке сараколе, одном из старейших языков этой части Африки, однако в значении "медь", а не "золото", как в остальных языках Западного Судана и Западной Нигерии.

Древний семитский корень слов, обозначающих металл,— brzl, возможно, содержит в себе в качестве трех первых согласных основы шумерийское слово urudu. От этого корня образовано аккадское, финикийское и древнееврейское brzl и древне-арабское frzl с тем же значением. По-видимому, к финикийскому brzl восходит и архаичное латинское ferzo [d] , от которого произошли классическое латинское ferrum и соответствующие слова в романских языках.

Корень brzl, слегка видоизмененный, звучит в следующих словах с одинаковым значением: арабское birunz, славянское "бронза", итальянское bronzo, английское, французское, немецкое, голландское, фламандское bronze, английское brass (латунь) и др. Того же корня древнеармянское birinz, современное psindz и заимствованное из армянского, удинское pilinz (медь), грузинское pilindzi (медь) и prindjao (бронза) .

Проникло это слово и в Африку. В берберско-пунической билингве из Дугги (около 150 г.) в пуническом тексте железо обозначено термином brzl, а в берберском - происходящим от него zl. К последнему восходят слова со значением "железо" в современных берберских языках: uzzal в сусеком, мзабском, иудео-берберском, нефусском, сенедском; uzzej в диалекте зенага Южной Мавритании; tazuli, zoali в диалектах языка томашек. По мнению известного французского африканиста Р. Мони, к берберскому названию железа восходят и слова с тем же значением в ряде языков Центральной Сахары и Центрального Судана: asobo (железо) и gezzer (олово) в языке теда (у тибу), assu у даза, siu у канури, su у котоко, sissu у бариба, aso у джакун и т.д. Не ясно происхождение названия меди у герзе Верхней Гвинеи (Ьага), но скорее оно восходит к английскому brass, чем к пуническому barzel.

Другой вариант того же корня мы находим в древнеегипетском brj и, коптском barot (бронза), древнеэфиопском byrt и byrur (железо, серебро и бронза), амхарском byret (желе зо), а также bartat (сила, твердость, мужество), на диалекте хамир языка агау birit, на языке афар birta, на кунама bida, на диалекте кулло языка омето bereta, на языке гонга birto, на кафа birato, на сомалийском — birr (все в значении "железо", как и ряд сходных слов на других кушитских языках), а также амхарское byrr (серебро, талер).

Древнеегипетское слово hm-t; (железо), по-видимому, одного происхождения с корнями yuma (варианты: пита, ЬитЬа) и jembe (варианты: huma, humba и др.), которые обнаружены во многих языках Тропической Африки и от которых образованы слова со значением "железо", "металл", "мотыга", "деньги" и пр. Например, у галла Эфиопии железо - sibila, у суахили и других банту Восточной Африки —jembe, у банту Южной Африки — simbi и т.д. В языке протобанту yuma обозначало "железо", "вещь", "личная принадлежность", а jembe или gembe —"железо" или "мотыга". Корень jembe (варианты: gembe, sumbe и др.) встречается и в языках Центральной Африки; некоторые его варианты имеют сходство с приведенным выше словом sobo (железо) в языке теда и sui в языке канури. Или это только "внешнее сходство"?

Поразительно, что в языке кикуба (бывшее царство Бушонго в Заире) железо в обычной речи называется jimbi (от египетского hm), а на тайном жаргоне кузнецов - bolo (от египетского brj).

В языках Эфиопии мы находим и другое слово для обозначения железа, железного оружия: в кафском —turo, в древне-эфиопском — sor, в амхарском — tsor (копье, вооружение). Это слово (tare, tale) в значении "железо" встречается в ряде языков банту. Английские лингвисты М.Гатри и Д. Долби установили звучание древнего корня в языке протобанту — tabe, близкого к tаге и имевшего значения "камень", "железная руда", "железо", "кричное железо" и т. п.

Серебро появилось, в Сахаре и Тропической Африке сравнительно поздно. Известно, что впервые лишь римляне начали разрабатывать серебряные руды Магриба, а в Нубийской пустыне серебро, встречавшееся в примеси к золоту, либо не учитывалось древнеегипетскими ювелирами, либо удалялось в отход при очищении золота от примесей ( в поздний период) . Поэтому в африканских языках мало оригинальных терминов для обозначения серебра. Иногда его называют "белым золотом", иногда словами, образованными от названия денежных единиц, либо терминами, первоначально применявшимися к другим металлам, как амхарское Ьугг.

В Сахаре и Центральном Судане название серебра явно финикийского происхождения, происходящее от пунического kasaph (серебро) : берберское (мзабское, туарегское, зенага и пр.) azerfa, сонгайское azurfu, хаусанское azurfa, заимствованное также их южными соседями -нупе, курфей, денди и пр., на языках группы гур: моро wazurfu, гурма adyulfa, хвари azumpa.

Сходные слова встречаются и в других частях Африки, а также за ее пределами, но, не зная их действительного происхождения, мы не должны вступать на весьма неверный путь сближения слов разных языков лишь по их внешнему сходству. Так, русское слово "медь" сходно с амхарским medab, имеющим то же самое значение, но совсем иное происхождение. Слово асо на языке кафа (западнокушитской группы) звучит очень сходно с азо у джакун Нигерии; сходны и их значения, первое значит "золото", второе —"железо"; кафское слово aso напоминает acin (железо) на языке хамир (оба в Эфиопии). Но асо происходит, по-видимому, от древнего кушитского wanq, acin -от древнего семитского hasin, а aso -от древнего ливийского zl, восходящего к пуническому barzel.

Известный советский лингвист В. В. Иванов проследил распространение в Африке и Евразии древнего корня рег в значениях "дом", "дворец", "город". Древнейшими представляются первые два значения, известные, с одной стороны, в хеттском и родственных ему анатолийских языках, а также в хуррит-ском и .касситском, а с другой стороны, в древнеегипетском. В других индоевропейских языках это слово приняло значения "крепость", "город". Так, известное греческое слово πολίς , авестийское pur (сравните г. Нишапур в Иране) , санскритское pura, литовское pilis (крепость) , латгальское pils (крепость, город, сравните Даугавпилс, или Двинск) и т. д. В древнеегипетском языке близкое значение термина рг появилось в период Нового царства, когда была построена резиденция фараонов Пер-Рамсес. В языке хауса имеется слово того же корня birni, близкое по звучанию серии анатолийских слов со значением "дом", "дворец" (лидийское bira, лувийское и хеттское раrn-, а также хурритское purni, purli и касситское purna), но со значениями "стена", "городская стена", "город, окруженный стеной", "столица государства". В. В. Иванов, анализируя происхождение этого хаусанского слова, относит его к "наиболее архаичному типу миграционных терминов"[7], как понимал данное явление русский лингвист Е.Д.Поливанов. Последний выделил класс древних терминов типа "лошадь" и определил его так: "Миграционный термин, распространившийся, однако, в столь отдаленное время, что в пределах одной языковой семьи ему допустимо приписывать (с известными оговорками) и праязыковой характер"[8].

"Миграционные термины", как и другие элементы информации, распространялись из очагов цивилизации на их периферию. В древности главным очагом цивилизации на Африканском материке был Египет, где уже в 3-м тысячелетии существовало первое в Африке классовое общество и государство.



Реклама