Примечания


1 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, рр. 72, 73.

2 К. Маnnert, Geographie der Griechen und Romer, Bd I, 5. 140.

3 Diod., III, 43.

4 Страбон,  XVI, 4,   18, стр. 777   (здесь и  далее — по   изданию 1879г.).

5 Р. Хенниг, Неведомые земли, т. I, стр. 289.

6 Т. Моммзен, История Рима, стр. 544.

7  Diod., II, 55.

8 Rufinus Turranius, Historia ecclesiastica, X, стр. 9, 10 (цит. по: Р. Хенниг, Неведомые земли, т. II, стр. 25).

9 Псевдоарриан, Плавание вокруг Эритрейского моря, § 4, стр. 265 (далее — «Перипл»).

10 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, р. 76.

11 «Перипл», § 20, стр. 270; § 23, стр. 270.

12 Там же, § 24, стр. 271.

13 Т. Моммзен, История Рима, стр. 544.

14 J. Lesquier, L'аrmee romain d`Egypte, р. 34.

15 А. J. Drewes, Inscriptions de l`Ethiopie antique, рр.  102—106.

16 Е. Сеrulli, Punti di vista…, р. 16.

17 Рlin., VI, 172.

18 По мнению крупнейшего историка-географа А. Германа, Птолемей закончил свой труд около 170 г., но собранные им сведения не ранее 150 г.

19 Сl. Рtolemaeus, IV, 7, 10.

20 Ibid., 7, 5.

21 Н. von Wissmann, Dе mari Erythreo, 5. 317, 322; Н. von Wissmann,  Zur Geschihte…,  5.  65—69; Н. von Wissmann, Himyar, р. 472.

22 А. Dillmann, Uber die Anfange des Axumitischen Reiches, S. 200, 202, 203.

23 М. Е. Drouin, Les listes royales ethiopiennes…, р. 155.

24 E. Glaser, Nochmals die Adulitanische Inschrift, S. 202 — 212.

25 J. Pirenne, L'inscription «Ryckmans 535»..., pp. 180, 181.

26 A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, p. 106.

27 H. von Wissmann, Himyar..., pp. 472, 480.

28 Греческий язык еще долгое время сохранялся в надписях на монетах.

29 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, рр. 74, 77.

30 Б. А. Тураев, История Древнего Востока, стр. 248.

31 См. Ю. М. Кобищанов, Золотоносная страна Сасу.

32 Е. Сlaser, Nochmals die Adulitanische Inscrift,  S. 992  (цит. по: Drewes, Inscriptions e l`Ethiopie antique, р.  104, note 1).

33 А. Каmmerer, Еssai sur l`histoire antique d`Abyssinie..., р. 59, note 1.

34 L. Р. Кirwan, Тhе decline and fall of Meroe, р. 172.

35 «Перипл», § 2, стр. 265.

36 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, р. 76.

37 Б. В. Тураев, История Древнего Востока, стр. 248, 250.

38 DАЕ, IV, № 2, S. 3.

39 DАЕ, IV, № 3, S. 3.

40 С. Соnti-Rossini, Les listes des rois d`Aksoum, р. 292.

41 DАЕ, IV, S. 3.

42 С. Соnti-Rossini, Меrое еd Аksит пеl romanzo di Eliodoro, р. 239, nota 1.

43 А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, рр.  106,  107.

44 См. Н. von Wissmann, Himyar..., рр. 475, 476.

45 Согласно новой хронологии Лундина и Ж. Рейкманса (см. А. Loundine et J. Ryckmans, Nouvelles donnees sur la chronologie des rois de Saba et Du-Raydan).

46 А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, р. 107.

47 J. Рirеnnе, L`inscription «Ryckmans 535»…, р. 179; А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, рр. 87, 88. Только Риччи (L. Ricci, Ritrovamenti archeologici in Eritrea, р. 457, nota 15) решительно возражал против идентификации. Древес признает ее несомненной (А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, р. 107).

48 СIH, 308, 11; Nami, 72 + 73 + 71, 2.

49 Jа, 631, 15, 21; 577, 3, 10.

50 Jа, 577, 10.

51 Jа, 631, 13.

52 С. Соnti-Rossini, Les listes des rois d`Aksoum, рр. 277, 286. Есть также сходные имена Агдур, Агдар (ibid., рр. 271, 280).

53 А. Саquot еt А. J. Drewes, Les monuments recueillis a Maqalle (Тigre) рр. 32—38; А. J. Drewes, Les nouvelles inscriptions de l`Ethiopie, р. 181.

54 А. Jamme, Еthiopia…,  р. 79.

55 Ibid.

56 J. Рirenne, L`inscription «Ryckmans 535»…; А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, р. 104.

57 А. Loundine et J. Ryckmans, Nouvelles donnees sur la chronologie des rois de Saba et Du-Raydan, р. 411.

58 СIH, 350, 7; J. Веnt, Тhе sacred city of Ethiopians… рр. 247, 248; С. Соnti-Rossini, Ехрeditions et possessions des Habasat en Arabie, рр. 10—35.

59 Nami, 72+73+71; А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р. 292; H. von Wissmann, Himyar…, рр. 469—470, note 104, 105.

60 H. von Wissmann, Himyar..., р. 471.

61 СIH, 155; А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р. 294; H. von Wissmann, Himyar..., р. 471.

62 СIH, 308, 308 bis.

63 А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р. 294.

64 Конти-Россини («Expeditions et possessions des Habasat en Arabie», р. 14) полагал, что Гедара не возглавлял военные действия в Аравии, а поручал командование своим полководцам; этих последних Конти-России и называет «начальниками крепостей», а Древес — «начальниками укрепленных мест», переводя термин тяг надписи СIH 308, 12 как «укрепленное место, крепость». Однако Жамм, лучший знаток сабейского языка, переводит msr как «экспедиционный корпус» (А. Jamme, Еthiopiа..., р. 80). Мнение Жамма о том, что упоминание Гедары в надписи вместе с «начальниками экспедиционного корпуса» свидетельствует о его личном участии в военных действиях, — наиболее правдоподобно.

65 Жамм говорит лишь о четырех походах (А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р. 295), но перечисляет пять (ibid., р.. 300).

66 С. Соnti-Rossini, Ехрeditions et possessions des Habasat en Arabie, р. 14.

67 Rу, 533, 21, 22.

68 А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р. 302.

69 Jа, 633.

70 А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р.  135.

71 Н. von Wissmann und М. Нofner, Веitrage zur historischen Geographie der Vorislamischen Sudarabiens, 5. 119, note 3.

72 А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р. 135.

73 Ja, 631.

74 А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis,  р. 303.

75 H. von Wissmann, Himyar..., рр. 473, 474.

76 А. Jamme, Еthiopiа…, р. 80; А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р. 303.

77 А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, р. 102, note 3; H. von Wissmann, Himyar …, р. 476, note 123.

78 А. Dillmann, Lexicon…, со1. 885—887. Ср. Ю. М. Кобищанов, Сообщения средневековых эфиопских источников..., стр. 40.

79 Мurad Каmil,  Ап Ethiopic inscriptions found at Mareb, 13.

80 А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis, р. 302; H. von Wissmann, Himyar..., р. 475.

81 А. Loundine et J. Ryckmans, Nouvelles donnees sur la chronologie des rois de Saba et Du-Raydan, р. 411.

82 Ja, 635.

83 H. von Wissmann, Himyar..., р. 474.

84 Ibid.

85 СIН, 314 + 954.

86 А. Loundine et J. Ryckmans, Nouvelles donnees sur la chronologie des rois de Saba et Du-Raydan, р. 411.

87, 576 (Rу, 535), 11.

88 H. von Wissmann, Himyar…, р. 476.

89 А. Jamme, Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis. р. 316.

90 Jа, 575, 4; Jа, 574, 10.

91 Jа, 576, 11 и cл.; 577, 5 и cл.; Jа, 576, 1—2; 577, 8—12.

92 H. von Wissmann, Himyar..., р. 477. Надписи Jа, 577, 3, 6 и 585, 14—15 упоминают GRMT wld ngsyn — то ли «Гарамат, сын нагаши», то ли «гарамы, подданные нагаши», но, судя по контексту, скорее первое. Кроме того, говорится о каких-то «абиссинцах Саб-калум» (Jа, 577, 12), вероятно, название общины.

93 Первым отождествил Σωσκαλης с За-Хекале английский путешественник Сальт (Солт) в начале XIX в. (Н. Salt, А Vоуаgе tо Аbyssinia…). Виссман предположил, что под этим именем скрывается не царь Аксума, а «береговой» (zа-sahle) правитель, но в последних работах отказался от этого предположения, невероятного с общеисторической точки зрения.

94 J. Рirenne,  Une probleme-clef...; А. Loundine et J. Ryckmans, Nouvelles donnees sur la chronologie des rois de Saba et Du-Raydan.

95 H. von Wissmann, Himyar..., р. 480.

96 «Перипл», § 5—6, стр. 265, 266.

97 Там же, § 2, стр. 264, 265.

98 Другие недостатки — плохое знакомство с положением в отдаленных от моря областях: Сабе (в отличие от Хымьяра), в Аксуме и на Эфиопском нагорье (в отличие от Адулиса) и пр.

99 Впервые на это первым обратил внимание Бент (J. Веnt, Тhе sacred city of Ethiopians…, р. 176).

100 DАЕ, IV, 5. 8, № 5.

101 А. Моrdini, Gli aurei Kushana…, р. 253.

102 С. Schmidt, Мanichaische Handschiften…, Вd   I, Керhalaia, LХХVП. Доресс предлагает читать вместо σινεως νειλεος — «Нильское» («L`Еthiopie et Arabie...», р. 57, notе 28; «L'еmpire du Pretre-Jean», vоl. I, р. 119). Како и Леклан решительно отвергли эту странную гипотезу (А. Сaquot et J. Leclant, Еthiopie et Cyrenaique…, р. 117, note 3). С общеисторической точки зрения она неправдоподобна.

103 «Перипл», § 6, стр. 266.

104 Н. dе Соntenson, Les fouilees a Axoum en 1958..., р. 8, р1. XIV е: р. 12, р1. XIV с. А. Gaudio, Quattro ritrovamenti archeologici e paleographici in Eritrea, рр. 4, 5. Всего найдено четыре или пять сабейско-хымьяритских монет: две — в Эритрее (коллекция Ваккаро в Асмара) и две или три — в Аксуме.

105 DAЕ, IV, №4, 6— 11.

106 С. Соnti-Rossini, Les listes des rois d`Aksoum, рр. 272, 292—295.

107 Т. Моммзен, История Рима, стр. 506.

108 [А. И. Доватур], Scriptores historiae Augustae, XXVI; Флавий Вописк Сиракузянин, Божественный Аврелиан, XXXIII, 4, стр. 235.

109 Флавий  Вописк  Сиракузянин, Божественный Аврелиан, XII, 10, стр. 237.

110 С. Соnti-Rossini, Storia d`Etiopia, р. 124.

111 Гелиодор, IX, 19, стр. 462, 463.

112 А. Р. Аrkell, А Нistory of Sudan tо 1820 А. С., р. 169.

113 А. Н. Sayce, А Greek inscription of a King of  Ахит.,., рр. 189,

114 L. Р. Kirwan, Таnqasi and the Noba, р. 37.

115 R. Lepsius, Denkmaler..., S. 13; ОАЕ, I, 5. 50; М. F. Laming, Тhе Тетрles of Kawa, I, рр. 111—118.

116 Н. St. J. Рhilby, Note on the Kings of Saba, р. 268 ff.

117 А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, р.  107.

118 Жак Рейкманс даже предположил, что царствовали два царя с этим именем (J. Ryckmans, L'оrigine et l'оrdre..., р. 3, note 7). Однако для такого предположения нет серьезных оснований и Жак Рейкманс больше его не повторял.

119 DАЕ, IV, № 8, 1—4; № 9. 1—3; № 10, 2—4; № 7, 1—2; № 6 1—2; №4, 1—5; № 11, 2—4.

120 DАЕ, IV, № 8, 5—6.

121 В надписи царя Напаты Горсиотефа упоминается народ мет-тет где-то на юго-востоке Нубии  (см. А. Е. Виdgе, Аппаles of the Nubian Kings, рр. 128, 129).

122 DАЕ, IV, № 8, 21—24.

123 DАЕ, IV, № 4, 6, 7.

124 DАЕ, IV, № 4, 26.

125 DАЕ, IV, № 6, 15; № 7, 15; различие текстов главным образом в письме и орфографии, отчасти в лексике.

125 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, рр. 70, 71.

127 DАЕ, IV, № 9.

128 DАЕ, IV, № 10; МАВ, II, 5. 110—114.

129 Р. L. Shinnie, Тhе Fall of Meroe, рр. 82—85.

130 L. Р. Kirwan, Таnqasi and the Noba , рр. 37—39.

131 А.  Е.  Вudge. А  Нistory of Ethiopia, Nubia and Abyssinia, рр. 114, 115.

132 Cр. U. Моnneret dе Villard, Storia della Nubia christiana, р. 25.

133 В подлиннике (DАЕ, IV, № 11, 9—10)  — буквально «война против черных и красных». Древес (А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, р. 98, note 2) видит в этом выражении идиому в значении «война против всех». Ср. арабское  с тем же значением. Выражение «черные и красные» в смысле «все народы» отмечено им в сабей-ских надписях из Южной Аравии и в надписи на сабейском языке из Эфиопии. Барйа до сих пор живут в междуречье Такказе и Гаша. Хаса, или хас, живут к югу от Суакина. Первое, после надписи Эзаны, упоминание хас (в форме аль-хаса) содержится у арабского географа X в. Ибн Хаукала. В издании Матвеева и Куббеля, как и у их предшественников, вместо  дается несколько искаженное написание («Арабские источники X—XII вв...», стр. 41, 58).

134 Кирван предполагает, что именно Эзана разрушил мероитские храмы в Джебель-Баркале, Санаме и Каве (L. Р. Kirwan, Таnqasi and the Noba, р. 40). Сам Эзана говорит, что его воины разрушили храмы и разбили статуи богов (см. выше). Разумеется, эти храмы и скульптуры должны были сохраниться от мероитских времен. Отсюда можно вывести суждение о характере отношений, сложившихся между ноба и мероитами. Литтман считал, что одна из эфиопских надписей в Мероэ оставлена воином Эзаны (DАЕ, I, 50). Действительно, она примерно синхронична царствованию Эзаны, но ни царь, ни его поход в надписи не упомянуты. Вообще же аксумские надписи из Нубии нуждаются в дополнительном исследовании.

135 До сих пор это выражение переводилось буквально.

136 Цит. по: H. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 35, 36.

137 Там же, стр. 122.

138 F. Аltheim und R. Stiehl, 'Еzana von Aksum, S. 245; F. Аltheim, Geschihte der Ниппеп, S. 168—174, 181—184.

139 DАЕ, IV, № 11,48.

140 DАЕ, IV, № 6, 26; № 7, 26.

141 DАЕ, IV, 1№ 4, 30—31; № 6, 18—19; № 7, 18—19.

142 DАЕ, II, S. 44—45, Fig. 81, 82.

143 DАЕ, IV, № 8, 9.

144 DАЕ, IV, № 4, 6, 7 и 10.

145 Б. А. Тураев, История Древнего Востока, стр. 354, 355.

146 МАВ, II, S. 126, 127.

147 J. Dоrеssе, L'етрirе dи Рretre-Jеап, vоl.  I,  р.  151.

148 МАВ, II, 5. 126, 127.

149 Древнейшая из опубликованных монотеистических надписей, найденных в Южной Аравии, датируется 384 г. (см. J. М. Sоlа Sоle, Lа inscripsion Gl 389 у 1оs сотienzos del monoteismo en Sudarabia, рр. 197—206). Однако опубликована только часть уже открытых южноарабских надписей, а сколько их еще не открыто! Большинство неопределенно-монотеистических надписей из Южной Аравии относится к V—VI вв. Все же можно предполагать, что «неопределенный монотеизм» зародился в Южной Аравии примерно в середине IV в. 56

150 Еще Тертуллиан назвал Эфиопию среди стран, где существовали христианские общины. Однако его Эфиопия — это Мероитское царство, по терминологии того времени. Сведения Тертуллиана явно базируются на новозаветной легенде о принятии христианства евнухом мероитской кандаки. Бар-Эбрей утверждал, что во времена Константина христианство распространилось по всему Египту, Эфиопии (Наbsah) и Нубии (Nubah); однако достоверность этого сообщения ничем нельзя проверить. Может быть, Бар-Эбрей путает Константина с Констанцием?

151 G. Sареtо, Viaggio e missione…, р. 396; А. Dillmann, Сhrestomathia Aethiopica, р. 34.

152 Цит.  по. р  Хенниг, Неведомые земли, т. II, стр. 25—26.

153 В. В. Болотов, Лекции по истории древней церкви, стр. 267—269.

154 Д-р Сергеу Хабте-Марьям в докладе «Тhе Сhurch аnd the State in Aksumite period», прочитанном на III Международной конференции эфиопистов в Аддис-Абебе, обратил внимание на следующий факт: император Констанций в своем письме обращается к Эзане как к фактическому главе эфиопской церкви.

155 В. В. Болотов, Лекции по истории древней церкви, стр. 270,

156 [J. Р. Мigne], Раtrologia graeca, 1 25, р. 631; Р. Хенниг, Неведомые земли, т. II, стр. 30.

157 DАЕ, IV, № 6, 3; № 7, 3.

158 DАЕ, IV, № 4, 9.

159 Текст см.: [J. Р. Мigne], Раtrologia graeca, t. 25, р. 635; С. Соnti-Rossini, Storia d`Etiopia, р. 149; Р. Хенниг, Неведомые земли, т. II, стр. 29, 30; J. Dоrеssе, L'етрirе dи Рretre-Jеап, vоl. I, рр. 151—153; В. В. Болотов, Лекции по истории древней церкви, стр. 267—269.

160 [Вidez], Рhilostorgius, Historia ecclesiastica, 34, р. 92; Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 72, 74, 75.

161 Н. Мuller,  Еpigrafische Denkmaler aus Abessinien.

162 DАЕ, IV, 5, 76—81.

163 А. Grohmann, Uber den Ursprung ind die Entwicklung der aethiopischen Schrift, S. 57—87.

164 А. Кlotz, Оdoiporiai apo Edem, S. 608—610; Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 408—410.

165 [О. Gunther], Ерiphanius. Dе duodecim gemmis…, р. 749.

166 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, рр. 72, 119, 365.

167 ВН, р. 14b, СХ.

168 Е. Littmann, Оn the old Ethiopic inscription from the Berenice road, рр. 119, 123.

169 А. Саquot еt J. Leclant, Еthiopie et Cyrenaique…, р. 174.

170 [J. Р. Мigne], Раtrologia graeca, t. 66, соt. 1501.

171 Цит.  по:  А. Саquot еt J. Leclant, Еthiopie et Cyrenaique…, р. 174.

172 А. Саquot еt J. Leclant, Еthiopie et Cyrenaique…, рр. 173—177.

173 В. Рrialx, Оn the Indian Embasses to Rome..., рр. 277, 278. Прайол считает, что греческая версия трактата «Псевдо-Каллисфена» испорчена, так как, согласно Плинию, троглодиты обитали в районе Адулиса, а не у мыса Ароматов. Это недоразумение. Во-первых. Плиний не является настолько авторитетным географом, чтобы ссылкой на него опровергать «Псевдо-Каллисфена». Во-вторых, античные авторы называли троглодитами различные африканские народы, в том числе жителей современного Сомали.

174 Е. Schwartz, Еin Вischof der Romischen Reichskirche im Abessinien; Е. Ноnigmann, Un Eveque d`Adoulis au Concile de Chalcedon.

175 A.E. Budge, A History of Ethiopia, Nubia and Abyssinia, p.115.

176 DАЕ, IV, № 4, 19.

177 [J. B. Chabot] Сhronicon Pseudo-Dionysianum... t.II, рр. 54, 55; Н.В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 269.

178 [L. Dindorff], Iоаппеs Маlalaе Сhronographia, р. 433.

179 [Вidez], Рhilostorgius, Historia ecclesiastica, 35, 36, р. 35; Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 78, 79.

180 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, рр. 69— 72, 119, 322, 324, 325

181 Ibid., р. 72.

182 [L. Dindorff], Iоаппеs Маlalaе Сhronographia, р. 458.

183 МА, р. 747.

184 Н. В. Пигулевокая, Византия на путях в Индию, стр. 299— 302.

185 [Дестунис], Прокопий Кесарийский..., I, 19, 100, стр. 251.

186 В. В. Болотов, Лекции по истории древней церкви, стр. 272.

187 DАЕ, II, 5. 133.

188 Н. dе Соntenson, Lеs fouilles a Axoum en 1958, р. 6.

189 С. Соnti-Rossini, Les listes des rois d`Aksoum, р. 292.

190 Ibid., рр. 272, 281, 294, 295.

191 [J. B. Chabot] Сhronicon Pseudo-Dionysianum..., t. II, р. 58; А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 22.

192 I. Guidi, La lettera di Simeone vescovo di Beth—Аrsam…, р. 14.

193 А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 21—23.

194 Там же, стр. 32.

195 [J. B. Chabot] Сhronicon Pseudo-Dionysianum, t.II, p. 55; Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 270; см. также [L. Dindorff], Iоаппеs Маlalaе Сhronographia, р. 433.

196 BH, р. 3b, СI.

197 МА, р. 722

198 Ibid., р. 721.

199 ВН, р. 3, СI.

200 С. Соnti-Rossini, Les listes des rois d`Aksoum, р. 292.

201 ВН, рр. СI, СV.

202 А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 34.

203 ВН, р. СV.

204 ВН, р. СХХХ1У.

205 ВН, р. СV.

206 Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 282.

207 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, р. 119.

208 Rу, 507, 4—5; 508, 4.

209 МА, рр. 728а, 734.

210 ВН, рр. VII—VIII.

211 МА, р. 742.

212 I. Guidi, La lettera di Simeone vescovo di Beth—Аrsam...; Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 232.

213 Schroter, Тrostschreiben Jacob's  von Serug...,  S. 360—399; Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 277.

214 Schroter, Тrostschreiben Jacob's  von Serug..., S. 400—405; Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 277.

215 [J. B. Chabot] Сhronicon Pseudo-Dionysianum..., t. II, р. 54; М. Е. Drouin, Les listes royales ethiopiennes..., р. 170; Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 225, 22о, 268.

216 J. Наlevy, Ехатeп сritique..., р. 169.

217 [Е. О. Winstedt], Тhe Сhristian topography of Cosmas Indicopleustes, р. 319.

218 ВН, р. IX.

219 МА, р. 731.

220 J. Наlevy, Ехатeп сritique…, р. 170.

221 Элла-Асбехой (или Элла-Асбахой) его называют (с большим или меньшим искажением) следующие источники: надпись Сумaйфа' Ашва' (RЕS, 3904, 6), «Списки царей», Козьма Индикоплов, «Мученичество Арефы», «Житие святого Григентия», Прокопий и зависящие от него источники; христианско-библейское имя Калеб дают «Списки царей», монеты и «Книга хымьяритов».

В надписи Сумайфа' Ашва' Элла-Асбеха назван 'L'ВНН с пропуском буквы s. Конечное Н появилось, как и в арабском, совершенно закономерно; если бы автор надписи не копировал так тщательно-эфиопское произношение, а «сабеизировал» имя Элла-Асбехи, то оно получило бы конечное t.

Из всех иностранных авторов точнее всего транскрибирует имя Элла-Асбехи Козьма Индикоплов. Он называет его Эллапбаа[с] (Еλλατξβαας). Если учесть, что средствами греческого языка невозможно передать семитский звук х, что эмфатическое с уже в аксумский период, по-видимому, переходило в эйективную аффрикату ц, что начальное чаще всего сливалось с а предыдущего слова, то необыкновенная точность передачи греком эфиопского имени не имеет себе равных. Судя по транскрипции Козьмы и других иностранных авторов, имя царя произносилась Элла-Асбаха и только позднее приняло современную форму Элла-Асбеха; в этом виде оно попало в «Списки царей», а затем и в более поздние эфиопские сочинения. Здесь мы сохраняем традиционное эфиопское написание имени; Элла-Асбеха, или Элла-Асбаха, значит на языке геэз «который заставляет рассветать» (ср. араб.   «утро»).

222 [L. Dindorff], Iоаппеs Маlalaе Сhronographia, р. 458.

223 ВН, р. 55, СХХХIХ.

224 До сих пор эфиопская церковь остается монофизитской.

225 МА. р. 743.

226 Н.  В.  Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 298.

227 Rу, 515.

228 А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 45—48.

229 МА. р. 747.

230 Дефектная надпись Элла-Асбехи упоминает «порт его» ( )корабль ( ) и разделение «народов» царя, вероятно, на два десанта  (Мurad Каmil, Ап Еthiopic inscription found at Mareb, II).

231 А. Г. Лундин («Южная Аравия в VI веке», стр. 49, 121) предполагает, что флот совершил два рейса; Лундин упускает из виду невозможность для тогдашних судов плыть против северо-западного муссона; корабли не могли вернуться в Эфиопию, чтобы захватить второй десант.

232 ВН, р. 6а, СIII. Муберг, исследователь «Книги хымьяритов», сопоставляя этот источник с «Мученичеством Арефы», первый пришел к выводу об одновременной высадке в двух местах (ВН, р. XXXV).

233 СIН, 621, 8—9.

234 СIН, 621. 9.

235 Ат-Табари, сер. I, рр. 928, 929.

236 МА, р. 755; ВН, рр. 45а, 46b, СХХХIV—СХХХV.

237 Ат-Табари, сер. I, стр. 928, 930.

238 МA, р. 755.

233 ВН, р. 54а, СХIII; МА, р. 757; А. Васильев, Житие святого Григентия..., стр. 33—36.

240 RES, 3904, 4; [Дестунис], Прокопий Кесарийский..., I, 20,  104, стр. 274; ВН, р. 54а—55в, СХШ— СХL.

241 ВН, р. СХLII. В «Житии святого Григентия» ошибочно указывается 36 месяцев.

242 RES, 3094, 3; А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 54, 55.

243 ВН, р. СХШ.

244 RES, 3904, 7. Интересно, что слово 'акаби встречается в сложных титулах средневековых эфиопских вельмож: 'акабе-хег, 'акабе-са'ат и др. (см. стр. 226 и cл.).

245 Рубин предлагает более раннюю дату: 526—527 гг. (См. Н. В. Пигулевская, Политика Византии на Эритрейском море, стр. 76, 77).

246 [Дестунис], Прокопий Кесарийский..., I, 20, стр. 280;  II,  10.

247 Ср. Н. В. Пигулевская, Политика Византии на Эритрейском море, стр. 84.

248 [Дестунис],  Прокопий  Кесарийский..., I,  20,  стр.  281.

249 [С. Дестунис], Византийские историки..., стр. 483—485.

250 [L. Dindorff], Iоаппеs Маlalaе Сhronographia,  рр.  456—158.

251 [С. Дестунис], Византийские историки..., стр. 484.

252 [Dе Вооr],  Тheophanes, Chronographia, рр. 244, 245.

253 Ошибку Феофана и Малалы повторяют многие современные исследователи. Первоначально Юлиану приписывали записки Нонноса, приведенные у Малалы и Феофана. Когда Мордтман (J. Н. Моrdtmann, Die himjarische-athiopische Kriege noch eininal, 8. 702) доказал авторство Нонноса, Фель (W. Fell, Diе Сhristenver-folgung...) пытался оспаривать его вывод, утверждая, что Юлиан тоже мог оставить книгу о своем посольстве в Эфиопию. Смит недавно предположил, что Юлиан и Ноннос были в одном и том же посольстве (S. Smith, Еvents in Arabia..., рр. 449, 450), а Кавар (J. Каwar, Вyzantium ind Kinda, S. 61, 63) предложил следующее объяснение: Юлиан и Ноннос состояли в одном посольстве, но Юлиан действовал в Эфиопии, а Ноннос в Аравии и затем прибыл к Юлиану с отчетом. Однако Н. В. Пигулевская указала на бездоказательность и искусственность подобных объяснений: Юлиан и Ноннос имели самостоятельные задания, были облечены полномочиями. Зачем они должны были встречаться в Эфиопии? (Н. В. Пигулевская, Политика Византии на Эритрейском море, стр. 76, 82).

254 [Дестунис], Прокопий Кесарийский..., I, 20, стр. 274, 275, 281

255 Ат-Табари, сер. I, стр. 931; [V. Guirgass], Аbu Hanifa аd-Dinaweri, Кitab al-ahbar at-t рр. 43, 44; «Китаб ул-аiwal, ганй ли-Аби-ал-Фарадж 'Али ал-Исфаханй», Булак 1285, стр. 69—72; А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 61, 62.

256 [Дестунис], Прокопий Кесарийский..., I, 20, стр. 275.

257 Ат-Табари, сер. 1, стр. 934.

258 А. Г. Лундин, Южноарабская историческая надпись VI в.  из Мариба, стк. И.

259 А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 122. Напомним, что епископ Григентий был православным; следовательно, при Абрехе во главе хымьяритской церкви стоял православный епископ.

260 Rу, 506.

261 [Дестунис], Прокопий  Кесарийский...,  I, 20, стр. 275.

262 Ат-Табари, сер. I. стр. 931.

263 А. Г.  Лундин,  Южноарабская  историческая  надпись  VI  в. из Мариба, 5—6. Лундин переводит термин 'аzli как «наместник?».

264 Там же.

265 А. Васильев, Житие святого Григентия..., стр. 66.

265 А. Г.  Лундин,  Южноарабская  историческая  надпись VI  в. из Мариба, 5—6.

267 А. J. Drewes, Insciptions de l`Ethiopie antique, рр.  108—111.

268 С. Соnti-Rossini, Storia d'Еthiopia, р. 210.

269 Е. Сеrulli, Storia della letteratura etiopica, р. 26.

270 A. E. Вudge, А  History of Ethiopia, Nubia and Abyssinia, vol. I, рр. 114-115. 

271 С. Соnti-Rossini, Note epioche. I. Una Guerra fra la Nubia e l`Ethiopia nel secolo VII, рр. 1—2; С. Соnti-Rossini, Storia d'Еthiopia, p. 266; Л. Е. Куббель и В. В. Матвеев, Арабские источники X — XII вв…, стр. 92—98.

272 Л,  К.  Куббель и В. В. Матвеев, Арабские источники VII X вв., стр. 242.

273 Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 86—89

274 Ат-Табари, сер. I, стр. 957.

275 Там же, стр. 1181—1185, 1189—1198, 1560—1570.

276 С. Соnti-Rossini, Les listes des rois d`Aksoum, рр. 292, 294, 318.

277 Ат-Табари, сер. 1, стр. 1570, 1571, 1772.

278 Там же, стр. 1640 сл.

279 В. В. Бартольд, Коран и море, стр. 108, 110.

280 Ат-Табари, сер. I, стр. 1181.

281 С. Соnti-Rossini, Storia d'Еthiopia, рр. 203, 204.

282 А. Васильев, Житие святого Григентия..., стр. 36.

283 МА, р. 758; ат-Табари, сер. 1, стр. 1570.

284 А. Г. Лундин, Южноарабская историческая надпись VI в. из Мариба, 5.

285 [Дестунис], Прокопий  Кесарийский..., I, 20, стр. 275.

286 С. Соnti-Rossini, Les listes des rois d`Aksoum, рр. 271, 280.

287 Ibid, рр. 293, 294.

288 U. Моnneret de Villard, L'inscrizione ethiopiche di Ham..., р. 61; D. Вuxton, Тravels in Ethiopia, р1. 83; Е. Сеrulli, Storia della letteratura etiopica, р. 22.

289 Ат-Табари, сер. I, стр. 1889.

290 С. Соnti-Rossini, Storia d'Еthiopia, р. 212.

291 Ат-Табари, сер. I, стр. 2595, 2613.

292 С. Соnti-Rossini, Storia d'Еthiopia, р. 214; U. Моnneret de Villard, Аksum e i Quattro re del mondo, рр. 175—180.

293 С. Соnti-Rossini, Storia d'Еthiopia, р. 268.

294 П. Марголин, Три еврейских путешественника..., стр. 6, 7, 12— 15, 18, 36, 37 и cл.; С. Соnti-Rossini, Leggende geographiche guindaiche…

295 Л. Е. Куббель и В. В. Матвеев, Арабские источники X— XII вв..., стр. 110.

296 Л. Е. Куббель и В. В. Матвеев, Арабские источники VII— X вв..., стр. 38, 40.

297 V. Мinorsky, Hudud al-`Akam…, рр.  164,  165, 473, 474.

298 DАЕ, IV, № 14, 5. 46, 47.

299 Этот же титул носили цари средневековой «узурпаторской» династии Загве (С. Соnti-Rossini, L'еvangelio d'оrо di Dabra-Libanos, р. 12; Е. Сеrulli, L'Еtiopia mediovale in alcuni brani di scrittori arabi, рр. 274 — 276), пришедшей на смену аксумским царям, а также правители некоторых эфиопских земель XIV в. Возможно, в период расцвета Аксумского царства титул «хадани» принадлежал вельможе, настолько приближенному к царю, что ему оказалось чрезвычайно легко узурпировать власть. Обычно слово хадани ( ) переводится как «защитник», «воспитатель». Оно происходит от корня hdn — «кормить», «кормить грудью»,   «воспитывать», «обнимать». Эфиопское  по форме точно соответствует арабскому  (кормилец) и  (кормилица), а семантика основных значений этого корня совпадает в обоих языках. Поэтому я предложил переводить слово хадани как «кормитель» (см. Ю. М. Кобищанов, «Сказание о походе хадани Дан'эля...»; Ю. М. Кобищанов, Ранние известия об охотниках-собирателях Эфиопии). Вероятно, царь аксумитов, подобно другим священным царям, не мог касаться пищи руками. Его кормил особый вельможа, хадани (кормитель), который клал пищу в рот царю. Должность царского «кормителя» неизбежно становилась весьма почетной по мере укрепления монархии и обожествления царя.

300 С. Соnti-Rossini, Sulla dinasia Zague…



Реклама