Культура России в 17 веке


Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились только к концу века, и во многом они были связаны с именем Петра I.

В XVII в. начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение и т. д. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык. В основе русского национального языка – диалект Москвы и примыкающих к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.

Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Происходит так называемое «обмирщение» культуры, т. е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация). Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания.

Росту грамотности способствовало появление учебных пособий. В 1634 г. был издан первый Букварь Василия Бурцева. В 1648 г. вышла Грамматика М. Смотрицкого, в 1687 г. – «Считание удобное» – таблица умножения. Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XVII в. Печатный двор напечатал 483 книги. Продолжали выходить и рукописные книги. Издавались и переводные.

Обучение грамоте велось «мастерами» из лиц духовного звания. Детей обучали с 6 лет. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.

Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия.

В литературе XVII в. также происходило «обмирщение», появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди и описываются реальные события.

В произведениях литературы 2-й половины XVII в. появляется новое отношение к человеческой личности – интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе.

К XVII в. относятся первые записи фольклора (устного народного творчества). Происходит взаимное сближение литературного и народного языков.

Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др. Жанр «Жития» приобретает характер автобиографии. Наиболее талантливым из них является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное, которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением.

Появляются и новые литературные жанры: сатирические произведения, стихотворный жанр. Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести  «О  Шемякинском  суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове».

В зодчестве XVII в. также отражается переходный характер эпохи. Происходит тоже «обмирщение» зодчества – отказ от строгих церковных канонов. Сущность новых исканий – «дивное узорочье».

Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним обликом и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством.

Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Путинках. Церковь в Путинках – последний из шатровых храмов. В 1652 г. патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие.

Наряду со старыми, традиционными формами в русском зодчестве появляются и новые. Архитектура 2-й половины XVII в. отличается большей декоративностью. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четность и симметричность композиции, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов и подчеркнутая устремленность здания вверх.

Развивается и гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные дома с богатым декоративным оформлением фасадов.

Стиль московского барокко оказал воздействие на архитектуру последующего времени.

Живопись в XVII в. развивалась очень бурно, ее, как и другие виды искусства, затронул процесс «обмирщения». Происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к личности. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная живопись.

В 1-й половине XVII в. парсуны писались в старой, иконописной манере – на досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя Федора Ивановича и воеводы князя Скопина-Шуйского.

До XVII в. в России не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды – такие, например, как проводы масленицы. На этих праздниках выступали скоморохи, акробаты и т. д. Позже появились народные театры скоморохов.

По-настоящему театр появился в XVII в. – придворный и школьный театры. Придворный театр появился в Москве при Алексее Михайловиче. Школьный театр был при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались учителями и ставились учащимися. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества XVII в.

Подводя итоги развития культуры России XVII в., прежде всего следует отметить ее «обмирщение», постепенный отход от религиозных традиций к светским мотивам. Это выразилось в возросшем интересе к личности, стремлении к реализму во всех видах искусства.




  • Меню

  • Реклама