Экологические проблемы Балтийского моря


 

 

Это крупнейший водоем мира с солоноватой водой. Его площадь 370 тыс. км2 и объем 21 тыс. км3. Площадь бассейна Балтики 1,7 млн. км2. Общий речной сток в морс составляет около 450 км3.

С запада, через Датские проливы, в Балтику поступает высокосоленая и богатая кислородом пода из Атлантики. Это происходит нерегулярно, в результате сильных западных ветров. За XX столетие было около 90 втор­жений соленой воды, но с 1983 до 1992 г. не было ни одного. В январе 1993 г. в море поступило из Атлантики 300 км³ весьма соленой воды, половина которой была насыщена кислородом. Такие вторжения способствуют улуч­шению состояния моря, в особенности водных масс, занимающих глубо­ководные впадины. Впадины имеют глубины до 250-260 м и разделены порогами глубиной всего лишь 18-25 м.

Сложный рельеф дна и причудливый контур береговой линии пре­допределяют разнообразие гидрологических и гидрохимических условий моря, от почти пресноводных Ботнического и Финского заливов до высокосоленых проливов в западной части Балтики и от приемлемою состояния воды в центральной части моря у его поверхности до време­нами заморного состояния (т.е. состояния отсутствия растворенного кислорода) в некоторых глубоководных впадинах.

В бассейне моря проживает около 120 млн. чел., преимущественно в южной и юго-восточной частях бассейна, из них 80 млн. чел. живут в прибрежной зоне. Вследствие экономической деятельности как на по­бережье, так и в бассейне увеличивается загрязнение воды моря. Непос­редственными причинами являются сбросы бытовых и промышленных стоков и рассеянного сельскохозяйственного загрязнения. Это приво­дит к эвтрофикации моря, снижению концентрации кислорода в воде, накоплению токсических веществ в пищевых цепях, снижению рыбных ресурсов и численности водоплавающей птицы и морских животных.

Состояние Балтики есть отражение сложной комбинации факторов, как природных, так и антропогенных.

Главные экологические проблемы Балтики

Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Летом прошлого года туристов, отдыхающих на пляжах Балтийского моря, начали пугать необычные насекомые. Внешне они напоминали ядовитых скорпионов и отличались чрезмерной агрессивностью. Энтомологи констатировали, что эти насекомые не известны природе. Это мутанты. Причина - невероятная загрязненность этого водоема. Сегодня Балтийское море является одним из самых загруженных водных путей - на его долю приходится более 15% мировых морских грузовых перевозок. Ежегодно на Балтике перевозится порядка 170 миллионов тонн нефтепродуктов. По прогнозам специалистов, к 2015 году этот объем вырастет еще на 40%.

Каждый день в море курсирует около 2000 судов. Контролировать экологическую безопасность Балтийского региона становится все труднее. Среди огромного количества танкеров, сухогрузов, паромов и пассажирских судов бывает невозможно найти виновников очередного разлива нефтяного пятна или сброса нечистот. Пролить в море полторы тонны нефти и остаться незамеченным - это почти штатная ситуация на Балтике.

В конце января этого года в Эккернфердской бухте села на мель немецкая подводная лодка. Чудом топливо не разлилось. А саму субмарину и ее экипаж удалось спасти.

В августе 2002 года в Балтийском море было обнаружено нефтяное пятно размером 320 тысяч кв. метров. Разлив такого размера содержит примерно полторы тонны нефтепродуктов. Источник загрязнения установлен не был...

Спустя год в районе национального парка Куршская коса было загрязнено более 30 километров моря. В ходе очистки береговой полосы было собрано более полутора тонн смеси нефти с песком, в которой содержалось 20% чистого мазута. Виновник происшествия снова не был найден.

Говорят, что снаряд дважды не падает в одну воронку, но национальному парку не повезло еще раз. В сентябре 2006 года на морском побережье Куршской косы обнаружили маслянистую вязкую жидкость светло-коричневого цвета, предположительно таловое масло, которое применяют при строительстве, эксплуатации и ремонте нефтяных и газовых скважин.

Летом того же года в 33 милях от мыса Таран были обнаружены крупные нефтяные пятна. Площадь загрязненной поверхности составляла более 2 тыс. кв. метров. Еще два пятна размером 4,4 и 7,5 тыс. кв. метров были обнаружены во владениях Швеции. В акватории Польши нефтяная пленка покрыла 6,2 тыс. кв. метров моря.

В июне прошлого года в акватории Канонерского судоремонтного завода Санкт-Петербурга был зафиксирован разлив нефтесодержащих смесей. Прошло более полугода, но администрация петербургского судоремонтного завода все еще выясняет причины и пытается установить виновника аварии.

Понятно, что хозяева полуторатонных нефтяных плевков на Балтийском море не всегда известны, но более масштабные аварии небезымянны. Китайский сухогруз Fu Shan Hai разлил в 2003 году 1200 тонн дизельного топлива, американский танкер Baltic Carrier в 2001 году - 2700 тонн нефти.

На морском нефтетерминале Бутинге, расположенном на территории Литвы рядом с Клайпедой, в январе прошлого года танкер Antarktica, который ходит под флагом Каймановых островов, пролил во время разгрузки около 400 кг нефти. Всего на литовском терминале в течение трех лет было обнаружено более четырех фактов несанкционированных утечек нефти. Специалистами были выявлены массовые нарушения эксплуатации терминала, и сегодня ситуация по-прежнему остается критической.

Однако первенство по разливам принадлежит не Литве, а Польше. Так, в декабре 2007 года в реке Висле произошли сразу две утечки нефти, превратив главную водную артерию Польши в нефтяную. Первый разлив случился 10 декабря в результате аварии на трубопроводе Полоцк - Нова Велька, который принадлежит государственному предприятию по эксплуатации нефтепроводов «Дружба» (PREN Przyjazn). Несмотря на то, что удалось собрать лишь 15% разлитого топлива, работа трубопровода была возобновлена через неделю. В результате 16 декабря произошла повторная утечка. На этот раз около 100 тонн дизельного топлива двигалось по Висле в сторону Балтийского моря. К счастью, опасность загрязнения удалось предотвратить, но, несмотря на заверения польских властей о том, что опасность миновала, следует отметить высокую вероятность оседания в холодной воде активно испаряющихся тяжелых фракций, присутствующих в нефтепродуктах. В будущем они могут подниматься время от времени, причиняя вред экосистеме.

  По данным специалистов, участвовавших в исследованиях трансграничного поступления загрязняющих веществ из устья Вислы в Польше, содержание нефтепродуктов в районе Калининградского морского канала в пробах воды увеличивается в десятки раз. Несмотря на это, в настоящее время Польша ведет подготовительные работы по строительству судоходного канала через польскую часть Вислинской (Балтийской) косы для организации нового пути судоходства из порта Эльблонг в Балтийское море. По оценкам экспертов, в случае реализации польского проекта будет полностью нарушен природный водный баланс в этом регионе Балтийского моря.

Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.

Четвёртая проблема - Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Главная экологическая проблема Балтики заключается в эвтрофикации — избыточном поступлении органических веществ, в первую очередь соединений азота и фосфора, способствующих размножению сине–зеленых водорослей, зарастанию залива, отмиранию глубинных слоев и разрушению экосистемы в целом, — подчеркнул Марис Звиедрис.

Азот и фосфор являются питательной средой для водорослей, способствуют зарастанию, заилению и "цветению" водоемов. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота и фосфора в воде становится очень сильной, при этом уменьшается количество кислорода и нарушается естественный баланс. Чем выше температура, тем выше процесс зарастания моря.

Проект станции очистки разрабатывался в советское время — в 1979 году, сама станция и очистные сооружения были построены в 1991 году. Одновременно со строительством очистных сооружений была принята Директива Европейского союза об очистке сточных вод, в которой определены требования по уменьшению параметров концентрации загрязнения азота и фосфора после очистки сточных вод. В те времена технология работы системы очистных не предусматривала отделения азота и фосфора в составе коммунально–бытовых и промышленных водоотходов. В 2001 году была проведена реконструкция, которая предусматривала обновление и улучшение нескольких технологических узлов в работе биологических очистных сооружений.

Проекты «Чистое балтийское море» Фонда Джона Нурминена направлены уменьшение эвтрофикации за счет повышения эффективности удаления фосфора на городских очистных сооружениях. Целью является достичь уровня содержания фосфора до 0,5 мг на литр в очищенных сточных водах, что является нормативом, рекомендованным Хельсинской комиссией по защите морской среды Балтики (Helcom). Задачей проектов является сокращение в общей сложности выбросов на 2500 тонн фосфора в регионе Балтийского моря.

В соответствии с программой действий, разработанной Helcom в отношении Балтийского моря ежегодная фосфорная нагрузка, которая в настоящее время попадает в Балтийское море в объеме 30 000 тонн, должна стать наполовину меньше для возвращения хорошего состояния моря. В достижении этой цели, то есть за уменьшение фосфорных выбросов до 15 000 тонн, доля Фонда Джона Нурминена составляет шестую часть.

Фосфор из сточных вод можно удалять как химическими, так и биологическими способами, или их комбинациями. Для уменьшения количества попадающего в Балтику фосфора важно также обратить внимание на обработку осадка на очистных сооружениях.

Первый проект «Чистое балтийское море» был запущен в Санкт-Петербурге на крупных очистных сооружениях в 2005 году. Целью его было уменьшить попадание ежегодной фосфорной нагрузки в Финский залив на 1000 тонн.

Проект был осуществлен в тесном сотрудничестве с водоснабжающей организацией Санкт-Петербурга, с «Водоканалом»

На петербургских крупнейших центральных водоочистных сооружениях решение о первой очереди повышении эффективности удаления фосфора было принято осенью 2007 года, а решение о второй очереди – в 2009 году. Удаление фосфора было запущено на целевом уровне, 0,5 мг на литр очищенных сточных вод, к концу 2010 года такое удалении будет организовано также и на других крупных очистных сооружениях – Северных и Юго-Западных.

В 2009 проекты были запущены и в других районах бассейна Балтийского моря. Кроме Санкт-Петербурга запущены проекты в Гатчине (Россия) и в Риге (Латвия). Повышение эффективности удаления фосфора в рамках финансируемого EС совместного проекта PURE происходит на очистных сооружениях Риги, Юрмалы (Латвия), Бреста (Белоруссия), Гданьска и Щецина (Польша), а также в Кохтла-Ярве (Эстония).

Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.

Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.

Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Радиационный фон Балтийского моря

Если сравнивать Балтийское море с другими морями и океанами, то Балтика - несомненный чемпион по самому высокому содержанию искусственных радиоактивных веществ.

Морю явно не повезло, считают в санкт-петербургском научном институте «АтлантНИРО». Атомные электростанции, которыми напичкано побережье, перерабатывающие заводы систематически сбрасывают в воду радиоактивные вещества. Если к этому добавить выпадения от испытания ядерного оружия, последствия Чернобыльской катастрофы, то нетрудно представить, что море постепенно может умереть и превратиться в громадную грязную лужу, на берегах которой никому не придет в голову жить.

Стратегия регулирования состояния Балтийского моря заключает­ся в развитии сотрудничества между всеми странами бассейна моря. Первое соглашение о сотрудничестве было принято в 1974 г. в Хельсин­ки. Была создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря, разрабатывающая и координирующая осуществление совместных про­грамм. Центральной задачей текущей экологической программы явля­ется сокращение нагрузки от точечных источников загрязнения. На 1996 г. идентифицированы 132 «горячих точки» особенно значитель­ных источнике» загрязнения в пределах бассейна и ведется работа по сокращению сбросов из них. Есть основания полагать, что состояние моря может быть сохранено и даже улучшено, но это требует дальней­ших согласованных усилий всех стран бассейна.

Американские и шведские ученые установили, что 405 регионов моря на Земле испытывают такую сильную нехватку кислорода, что там могут исчезнуть признаки жизни. Из 10 самых больших вымерших районов 7 находятся в Балтийском море. Площадь мертвых зон на Балтике составляет в общей сложности 40 000 кв. км, что примерно равно территории Эстонии.

Балтийское море является хрупкой и закрытой экосистемой в силу своей географии и гидрографии. Это внутреннее море, состав воды которого обновляется только каждые 30 лет. Однако, несмотря на это, многочисленные экологические проблемы намеренно замалчиваются властями стран региона, так как оглашение реального уровня его загрязнения может препятствовать развитию туристической отрасли и реализации балтийской рыбы на внешних рынках, а осуществление новых энергетических проектов никак не сможет ухудшить экологическую ситуацию в море. Хуже уже некуда... При подготовке статьи использовалась информация из открытых источников.



Реклама