Картографические изображения эпохи поздней схоластики


 

 

В  эпоху поздней схоластики в странах Северной и Средней Европы картографические изображения известной в то время ойкумены продолжают выполняться в виде круглых по своим очертаниям карт с Иерусалимом — святыней христиан — в центре и библейским раем на востоке, т. е. с сохранением традиции монастырских карт прежних эпох. Но карты уже перестают быть только иллюстрациями богословских сочинений и библейских сказаний и становятся в некоторой степени источниками географических знаний.

Правда, наряду с реальными данными по географии Западной Европы, Передней Азии и Северной Африки в малоизвестных областях еще сохраняются изображения диковинных животных, необыкновенных персонажей и легендарных народов вроде Гога и Магога. На востоке, в верхней части карт, помещается лик Иисуса Христа, а по бокам — картинки, рисующие райскую жизнь Адама и Евы до их изгнания из рая. По внешнему краю карт, как правило, даются обозначения 12 ветров, часто в виде дующих детских головок. Иными словами, роза ветров Исидора Севильского соединяется с картографическим изображением поверхности Земли (Рамм, 1965; Постников, 1985).

Новым для карт этого времени становится отсутствие четкого Т-образного проведения границ между материками. Сами карты или, лучше сказать, карты-картины, карты-иконы, предназначенные для всеобщего обозрения, выполняются на пергаменте в больших размерах и красками. Примерами таких карт могут служить Герефордская карта диаметром более 1,5 м, выполненная в 1260 г. аббатом Ричардом Хелдингемом для кафедрального собора английского города Герефорда, и Карта мира 1284 г. диаметром 3,5 м, находившаяся в монастыре Эбсторфа (Нижняя Саксония)30.

Герефордская карта, как отмечают исследователи, отличается тонким рисунком и богата многими подробностями. На ней показаны Франция, Германия, Дания, Норвегия и другие страны; нанесены важнейшие церковные и торговые пункты, хотя здесь и имеются непонятные пропуски, например отсутствует Венеция. В центре карты показан Иерусалим. Наряду с рисунками рек, гор и селений, действительных и мнимых, в малоизвестных районах Азии и Аф¬рики карта пестрит изображениями чудовищ и диковинок.

Каталонская карта мира (1375 г.)

Каталонской картой мира или Каталонским атласом принято называть целое собрание карт, составленных в 1375—1377 гг. по инициативе португальского инфанта (будущего короля Жуана I, отца Энрики Мореплавателя) жителем острова Мальорка (Балеарские острова) Авраамом Крескесом. В то время Балеарские острова принадлежали Каталонии, которая славилась составлением морских карт-портоланов. В отличие от карт Герефордской и Эбсторфской Каталонская карта мира составлялась с применением компасных линий: из 16 «компасных роз», расположенных вокруг Средиземного моря, Африки и Передней Азии, были проведены в 16 направлениях компасные линии. Центр карты не совпадает с Иерусалимом, как было принято для более ранних карт. Общие контуры суши Крес-кес в определенной мере усвоил у Санудо — Весконте, но на его карте Индийский океан занимает значительно большее пространство, и берега Африки на востоке не подходят к берегам Индии. У западных берегов Африки показан глубоко вдающийся в материк Эфиопский залив (прообраз Гвинейского залива). В картах Каталонского атласа Крескес и его помощники проявили свойственный составителям карт-портоланов критический подход к отбору источников. Они использовали сведения путешественников XIII и XIV вв. для более совершенного показа картины мира, изъяв традиционные мифы (которые признавались в течение столетий), предпочтя оставить северные и южные районы Земли пустыми, нежели заполнять их всяческими чудовищами. Многие историки картографии считают Каталонский атлас шедевром картографического искусства средневековья.

Когда карта была закончена, она была отправлена во Францию королю Карлу VI и украсила стены Лувра. Советский писатель С. Марков отмечает, что на Каталонской карте имеется много русских названий, которые он связывает с пребыванием русских пленников, захваченных Золотой Ордой и проданных на Балеары, но Флоренцию и другие города Западной Европы (Марков С. Земной круг. М., 1966).

Довольно близка к ней по характеру надписей и изображений Эбсдорфская карта.  Если на Герефордской карте Африка, зани-мающая всю правую, т. е. южную, часть диска суши, близко подходит к Южной Азии, отделяясь от нее двумя узкими заливами и полуостровом Аравия, то на Карте мира из Эбсдорфа восточный берег Африки узким мысом протягивается далеко на восток, замыкая с юга Индийский океан (правда, этого наименования на карте нет). Через Африку дается надпись: «Эфиопия», а у берегов Африки обозначен «остров, который нашел святой Брандан».

Однако для эпохи поздней схоластики наиболее типичными становятся карты, которые стали вычерчиваться в южноевропейских странах (Италия, Каталония, Португалия). Это так называемые навигационные карты, известные еще под названием карт-портолан. Вначале они охватывали прибрежные районы Черного, Эгейского и западной части Средиземного моря, но затем принципих составления начинает использоваться для показа стран, примыкающих к морским берегам.

Их появление и распространение были связаны с расширением морской торговли, которая в это время процветала в государствах Южной Европы, и были обусловлены использованием новых инструментов, которые позволяли морякам ориентироваться в пространстве, таких, как усовершенствованный компас31 и морская астролябия, с помощью которой вычисляли высоту Солнца или звезд над горизонтом. Появлению последней моряки были обязаны каталонскому ученому Раймунду Луллию32.

С введением морского  компаса, т.е. прибора с  посаженной на стержень магнитной стрелкой и снабженного кругом с указаниями направлений по румбам, по словам А. Гумбольдта, началась новая эпоха культуры.

Наиболее ранней картой-портоланом считается Пизанская карта, созданная около 1300 г. Через несколько лет, в 1311 г., появилась карта-портолан восточной части Средиземного моря (см.: Кramer, 1978), созданная генуэзцем Петром Весконте (или Висконти). Подобные карты сопровождались описанием портов и компасных курсов между ними. Эти описания, напоминавшие современные лоции, принято называть просто портоланами. 

Главными особенностями карт-портолан были: 1) изображение линейного масштаба, 2) большая подробность береговой линии и 3) сетка компасных линий (от 8 до 32), служивших морякам для прокладки курса судна; эти линии расходились из нескольких точек, называемых розами ветров. Число роз ветров обычно достигало 16, и располагались они вокруг изображаемого участка. Чертились такие карты без учета сферической поверхности Земли.

С этого времени постепенно вытесняется старинная 12-лучевая роза ветров (хотя и позднее она сохраняется на картах, построенных не по принципу карт-портоланов), заменяясь 16-лучевой розой ветров, связанной с компасными линиями; на ней каждый сектор между направлениями главных четырех ветров делился не на три части (по 30°), как на «исидорианской» розе ветров, а на четыре (по 22, 5°).

К середине XIV в. способ вычерчивания карт с помощью компасных линий стал применяться и для составления карт всей ойкумены. К такого рода картам можно отнести Карту Андже-лино Дульсерта (1339 г.), составленную на Балеарских островах, Карту мира из «Атласа Медичи» (1351 г.), Карту Цицигано (1367 г.), оказавшую большое влияние на географические представления своей эпохи, а также знаменитую Каталонскую карту (1375—1377 гг.), которая наряду с картой Фра-Мауро отразила сведения путешественников по Азии к началу XIV столетия (в том числе Одорико Порденоне).

Прежде чем мы остановимся на краткой характеристике Каталонской карты как наиболее примечательного картографического произведения этой эпохи, нам следует упомянуть еще одну карту, выполненную в 1320 г., на которой впервые были зафиксированы некоторые географические сведения Марко Поло, касающиеся Кавказа, Китая и Юго-Восточной Азии. Это карта-планисфера венецианца Марино Санудо (Сануто) Старшего, которая была приложена к его «Книге о тайнах, верных кресту».

Эта карта была создана еще при жизни Марко Поло, и, возможно, он был одним из консультантов Санудо или Весконте, который, как думают некоторые исследователи (например, В. И. Вернадский), и вычертил эту карту.

В отличие от Герефордской и других монастырских карт на карте Санудо —Весконте (будем именовать ее так) внешняя круговая линия береговой линии не только во многих местах нарушена различными заливами океана, но и сам «диск» суши «разорван» Средиземным морем и Индийским океаном на два массива: Европу и Азию в северной половине карты и Африку — в южной. Вдоль внешнего края карты даны названия этих материков. В Индийском океане четко выделяется Аравийский полуостров и выступ Азии в виде полуострова Индокитай. По мнению И. Бабича и В. Вальчака (1970), Марино Санудо испытал влияние арабского географа Идриси, жившего в Сицилии, который к 1154 г. выполнил большую круглую карту мира, изобразив на ней дискообразную сушу с Индийским океаном в виде полузамкнутого бассейна с большим числом островов, ограниченного с юга берегом Восточной Африки. Мы добавим, что Санудо, однако, не заимствовал у Идриси линии «климатов» как показателей географической широты 33.

Исследователей давно интресует вопрос о том, откуда могли Санудо или Весконте узнать о том, что Африку можно объехать с юга, хотя, по нашему мнению, этот вопрос решается просто: на всех средневековых картах при всей их примитивности массив известной суши всегда показывался омываемым со всех сторон водами океана — эта традиция еще со времен Гомера была распространена в географии. Возможно, что Санудо воспринял взгляд Идриси, который, находясь под влиянием Птолемея, замкнул Индийский океан с юга. Здесь важнее отметить, как политическиевоззрения того времени оказывали воздействие на географические представления. Прежде всего из литературы известно, что в 1321 г. Марино Санудо Старший преподнес папе Иоанну XXII свой труд «Книгу о тайнах верных кресту». В этом труде он ратовал за расширение политического влияния христианских государств для борьбы с «сарацинами», а также за то, чтобы отобрать у них монополию на торговлю с Индией и установить тесный контакт с Эфиопией — христианским государством в Африке. Свою книгу Санудо начал писать вскоре после безрезультатного для европейцев шестого крестового похода 1228—1229 гг.

В книге Санудо утверждал, что можно попасть в Индию и Египет, обогнув Африку с юга. К книге он приложил карту мира, на которой Африка была показана протягивающейся далеко на восток узким выступом и не простиралась очень далеко к югу. Ее восточный выступ, ограничивающий с юга Индийский океан, близко подходил к южным берегам Азии34. По мнению Санудо, южнее Африки лежат области, необитаемые из-за сильной жары. У запад- ного берега Африки, южнее Марокко, изображен фантастический Эфиопский залив; в Индийском океане четко выделяется Аравийский полуостров и выступ Азии как намек на полуостров Индокитай, т. е. то, чего не было на картах, более ранних по времени. Сам восточный выступ Африки можно рассматривать как очень далеко выдвинутый Африканский Рог, т. е. полуостров Сомали, иначе говоря, все то, что современники Санудо (вспомним Монтекорвино, Одорико, Северака и других деятелей того времени) называли Африканской Индией, Средней Индией или Третьей Индией.

Эфиопия, которая еще в IV в. стала христианским государством, после завоеваний арабов в Северной Африке в VII—VIII вв., превратилась в своеобразный «остров» среди обширных территорий, захваченных арабами, отрезанный от остального христианского мира на долгие годы. К тому же утвердившееся в Эфиопии так называемое коптское христианство, близкое к православию, значительно отличалось от догм римско-католической церкви и признавалось ею как ересь. Все это было причиной того, что в течение ряда столетий католическая церковь не проявляла никаких попыток возобновления утерянных связей с Эфиопией и ничего не предпринимала, чтобы «обойти» мусульманский барьер. Только войны с «неверными» во время крестовых походов и создание в XIII в. монашеских орденов доминиканцев и францисканцев для миссионерской деятельности в языческих странах, а также для подавления народно-еретических движений в католическом мире привели руководство римско-католической церкви к желанию объединить всех христиан под «крылом» этой церкви. Книга Санудо как бы подсказывала путь к объединению христиан «в обход» мусульманского барьера.

Общие очертания материков на карте Санудо — Весконте были в определенной мере усвоены автором Каталонской карты (1375—1377) Авраамом Крескесом, жителем острова Мальорка (в группе Балеарских островов, принадлежавших Каталонии). Только он показал Эфиопский залив (прообраз Гвинейского залива) слишком далеко вдающимся в материк и достигающим района восточноафриканских озер, питающих, по представлению того времени, истоки Нила. Но Крескес явился также и последователем своего соотечественника Дульсерта, применив при составлении карты 16 «компасных роз», из которых в 16 направлениях были проведены компасные линии. Историки картографии считают Каталонскую карту шедевром картографического искусства средневековья.

Примечания:
30 Эбсторф, или Эббекестор (родина автора карты), находился в Люнебургской степи, между реками Везер и Эльба. Подлинник карты погиб во время второй мировой войны (См.: Сгопе, 1979).
31 Усовершенствование компаса связывают с именем итальянца Флавио Джойя из Амальфи, посадившего магнитную иглу на стержень, укрепленный на дне круглой коробочки, изготовленной из бука (отсюда буссоль, от итальянского слова «буссо» — бук) (см.: Вернадский, 1981).
32 См.: Дриздо, 1965; Вернадский, 1981.
33 Точка зрения о влиянии карты Идриси на Санудо — Весконте высказывается Р. Хеннигом и Бабичем, которые поддерживают исследователя карты Идриси Конрада Миллера (Мiller К. Charta Rogeriana. Stuttgart, 1928). Однако И. Ю. Крачковский (1957) сомневается в правильности выводов К. Миллера, так как, по его мнению, карта Идриси и его сочинение были неизвестны в Западной Европе в начале XIV в., т. е. во время жизни Санудо. Фрагменты географического сочинения Идриси см.: Арабские источники X—XII вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1965; История Африки. М., 1979.
34 Картосхему Санудо — Весконте см.: Атлас истории географических открытий. С. 24, рис. «в» (без компасных линий); Хенниг Р., 1963. Т. III. С. 64—65 (также без компасных линий); Бизли Ч. С., 1970. С. 63 (картосхема изображена с компасными линиями, расходящимися из центра к 16 точкам окружности, в которую вписана карта).



Реклама