Периоды и этапы развития географии


 

 

ОЧЕРК 3

"СТУПЕНИ" И "ЭТАЖИ" ПОЗНАНИЯ  МИРА ЗЕМЛИ

Несмотря на большое количество сочинений по истории географических знаний, вопрос о периодизации развития географии нельзя считать окончательно решенным. Между тем он чрезвычайно важен, поскольку история географии теснейшим образом связана с историей развития человечества. Недаром многие выдающиеся ученые-географы   подчеркивали огромное значение изучения истории географических знаний.

Развитие географической науки всегда шло параллельно с развитием человеческого общества, обусловленного развитием производительных сил и производственных отношений. Еще в прошлом веке известный французский историк географии Л. Вивьен де Сен Мартен писал, что во все времена и у всех народов география следовала по пятам цивилизации и в некоторой степени служила мерилом ее прогресса... Исследование земного шара — не только одна из отраслей науки, но и отражение истории человечества. Со словами французского ученого перекликаются слова выдающегося советского географа, академика Л. С. Берга, который неоднократно подчеркивал, что история географических открытий и вообще история землеведения занимает в системе географических наук совершенно особое, исключительное место. Он отмечал, что если специалисту любой науки полезно знать ее историю, то для географа знание прошлого его науки необходимо, так как история географической науки самыми тесными нитями связана с самой жизнью.

Как известно,  на протяжении многих веков своего  развития география изменялась: менялись объем фактов, которыми ей приходилось оперировать, ее содержание, теоретические взгляды ученых, идеи, методы географических исследований. На ранних этапах развития географических знаний решающее значение для развития географии имел процесс расширения пространственного кругозора, что было связано с территориальными географическими открытиями, так как именно путешественники на ранних этапах человеческой истории: торговцы, купцы, военачальники, а позднее исследователи привозили с собой из далеких походов тот большой фактический материал, на основе которого строилось само здание географической науки.

Одной из важнейших задач, возникающих при анализе историко-географического материала, является необходимость разработки периодизации, т. е. выделение длительных временных промежутков (периодов) и более коротких по продолжительности этапов (эпох), отличающихся как по объему географического материала, так и по методам исследования.

В историко-географической литературе предреволюционного периода и первых десятилетий Советской власти было принято традиционно рассматривать многовековой путь эволюции географических представлений как историю путешествий и расширения пространственного кругозора. При этом очень мало внимания уделялось физико-географическим вопросам. Весь материал увязывался с условно выделяемыми историческими периодами — древних веков, средневековья и Нового времени, как правило, без выделения более мелких временных промежутков.

Только с 60-х гг. советскими учеными стали предприниматься попытки выделения в пределах средневековья нескольких периодов и эпох.

Так, В. А. Анучин (1960), рассматривая исторический путь географической науки (хотя и без четкой хронологической периодизации), прослеживал отдельные этапы развития географии, которые, по его мнению, отличались направлениями исследований, степенью дифференциации научных знаний и их синтеза. Первый этап у В. А. Анучина назывался временем первых попыток синтеза и недостаточности конкретных исследований и связи с практикой. Этот этап приходился на время древних и средних веков (до начала XVI в.). Второй этап рассматривался как время эмпирического развития и первой попытки создания теоретической концепции географии на базе метафизической философии (XVI— до середины XVII в.) и т. д. Следовательно, у В. А. Анучина время географии средневековья входило в один период с античной географией, и ни на какие более мелкие временные промежутки этот период не делился. Вряд ли это правильно. Но сама идея рассматривать при анализе истории географии вопросы дифференциации и интеграции научных знаний является, на наш взгляд, весьма прогрессивной.

Очень подробная периодизация средневековой истории разработана А. Г. Исаченко (1971). Интересующее нас время он подразделяет на следующие периоды: период упадка Римской империи и перехода к раннему средневековью (III—V вв.), феодальная Европа (VI—XI вв.), позднее средневековье в Европе (XII—XIV вв.), период подготовки Великих географических открытий (XV в.), первый период Великих географических открытий (1492—1550) и второй период Великих географических открытий (1550—1650 гг.).

Во введении к своей монографии А. Г. Исаченко пишет, что «периодизация географической науки должна быть связана со сменой способов производства», с чем, конечно, нельзя не согласиться. Однако, как утверждает автор, «было бы преждевременным делать вывод, что этапы развития географии автоматически совпадают с соответствующими отрезками всемирной истории». Он поясняет: «Даже история открытий не всегда находится в прямой связи с важнейшими переломными событиями истории общественного развития. Что же касается эволюции географических идей, то здесь мы сталкиваемся с еще более сложными зависимостями. Каждое новое значительное расширение пространственного кругозора не сразу вызывало прогресс в географической мысли, ибо этот процесс основывается на достижениях всего естествознания» (Исаченко, 1971. С. 8—9). А. Г. Исаченко подчеркивает, что география как наука, находящаяся в самом центре естествознания и имеющая дело с взаимоотношениями разнообразных форм движения материи, не могла стоять в стороне от развития философской мысли. «Борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрениями всегда находила отражение — прямое или косвенное — в географии», — заключает автор (там же. С. 8—9). А. Г. Исаченко показывает, что путь, пройденный географией, схематически можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: 1) Выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности; 2) Изучение отдельных элементов ее природы; 3) Установление взаимных связей между элементами; 4) Исследование географических комплексов, или геосистем. Внешними рубежами между этими стадиями А. Г. Исаченко называет: 1) Великие географические открытия XV в., 2) конец XVIII в., 3) последнюю треть XIX в.

Важный подход к вопросу о периодизации истории географии мы находим у Н. Г. Фрадкина (1972). Прежде всего автор заострил внимание на том, что следует различать географические открытия территориальные и открытия физико-географических закономерностей. Он предлагает те и другие рассматривать на разных уровнях. Не указывая точных временных рубежей, он различает три уровня территориальных географических открытий: локальный, региональный и глобальный (началом последнего уровня он считает XV в.) и четыре уровня открытия физико-географических закономерностей. Первый из них он называет эмбриональным или уровнем первоначальной постановки теоретических проблем (к нему относятся открытия древних времен и средневековья до эпохи Возрождения). Второй уровень им назван элементно-хорологическим (к нему отнесены открытия от эпохи Возрождения до XVI в.); на этом уровне шло накопление и элементарная систематизация сведений о природных объектах при господстве метафизического подхода к познанию природы.

Интересные мысли о периодизации истории экономической географии высказывает Ю. Г. Саушкин (1973, 1976), который, ссылаясь на В. И. Ленина, подчеркивает, что развитие географической науки происходит по кругам или виткам спирали, и приводит примеры эволюции некоторых географических идей на фоне общей спирали развития географической мысли.

Автор ряда трудов по истории и методологии физической географии П. С. Кузнецов (1970, 1974, 1976), заостряя внимание на вопросе о предмете физической географии, подчеркивает, что история науки есть история развития теории и метода и что существенные изменения во взаимоотношениях теории и метода выражают начало нового периода в развитии науки и одновременно с этим соответствующие изменения в ее взаимосвязях с родственными науками. Исходя из этого, П. С. Кузнецов характеризует выделяемые им периоды следующим образом: первый период он называет временем зарождения элементарных географических представлений; в нем выделяется три этапа: первый этап — до конца V в. (т. е. время античной географии), второй этап — с V до конца XV в. (т. е. время раннего и среднего средневековья), третий этап — с конца XV и до середины XVIII в., куда, следовательно, относится позднесредневековая география и наука первых десятилетий Нового времени.

Дальнейшим шагом в развитии учения об уровнях и попытках их хронологической конкретизации являются исследования Л. И. Воропай (1972, 1977).

Л. И. Воропай выделяет три уровня развития географической науки: первый уровень — с древнейших времен до начала XV в., второй — с XV в. до 30-х гг. XX столетия и третий — с 30-х гг. XX в. Автор конкретно показывает, чем отличается каждый уровень, и предлагает в первом и втором уровнях выделить по пять ступеней, или этапов, географического познания, увязывая их хронологически с различными историческими эпохами.

По словам автора, уровни развития науки отличаются друг от друга качеством, масштабностью и характером четырех показателей: а) эмпирических исследований, б) территориальных открытий, в) теоретических открытий, г) структурой организации науки, ее внешних и внутренних связей. Каждый из уровней складывается из пяти ступеней, или этапов, познания. Первая ступень познания — это этап преимущественно эмпирических исследований и накопления фактического материала; основной метод исследования — аналитический, основной процесс развития науки — ее дифференциация. Вторая ступень — этап систематизации, классификации и теоретических обобщений, время познания причинно- следственных связей; основной метод познания — синтез; основной процесс развития науки — интеграция. Третья ступень — этап активного использования достижений науки на практике, уточнения и конкретизации общих законов; широко используется анализ и синтез; происходит дальнейшая дифференциация и интеграция науки. Четвертая ступень — этап закономерного «кризиса» в развитии науки: практика исчерпывает информацию и теорию науки, наука теряет свое лицо, развиваются дискуссии о сущности и методологии науки. Пятая ступень названа Л. И. Воропай переходной; это этап более глубоких и детальных, качественно иных исследований, накопления новой информации, но эти исследования осуществляются еще на базе прежних теоретических представлений; это этап зарождения и начала развертывания восходящей ветви следующего, более высокого уровня.

Если первая и вторая ступени создают, по мнению Л. И. Воропай, ветвь прогрессивного, восходящего развития науки, то третья и четвертая ступени образуют ветви ее стабильного развития. Автор подчеркивает, что ступень кризиса как «болезнь роста» — явление неизбежное, но временное: она сменяется новой переходной ступенью, в пределах которой зарождаются начатки новой восходящей ветви.

В дополнении к тексту и чертежу «спирали» в работах Л. И. Воропай помещена таблица «Периодизации процесса географического познания», где показаны ступени — этапы, их продолжительность (в столетиях и десятилетиях; чем ближе к современности, тем продолжительность этапов становится менее продолжительной).

Соглашаясь с интересными и важными положениями и выводами Л. И. Воропай, мы вынуждены обратить внимание на некоторые неточности ее схемы, не соответствующие действительному положению вещей. Первое: на чертеже спирали помещен лишний виток: ведь, согласно таблице, должно быть всего 11 ступеней-этапов и начало 12-го, а на чертеже их показано 15 (точнее, 14 полных и начало 15-го). Второе: хотя система, предлагаемая в таблице и в тексте, достаточно стройная, однако вряд ли 3-ю ступень первого уровня (время с I по IV в.) можно назвать этапом активного использования достижений науки и конкретизации общих законов. Ведь это было как раз то время, когда рабовладельческий строй античного общества начал испытывать упадок, когда распространялось христианское учение, что отнюдь не способствовало развитию естествознания, в том числе и географии.

Мы думаем, что Л. И. Воропай верно наметила путь, по которому должны вестись исследования в области истории географии и ее периодизации, в целом верно показав, что история географии — это не плавный путь постепенного накопления новых фактов о поверхности нашей планеты и что ход развития географии (как и других наук) носит «ступенчатый характер».

Неравномерность процесса развития науки была отмечена и американским ученым Т. Куном в его книге «Структура научных революций» (1977). Автор выделяет эпохи постепенного накопления новых данных и этапы быстрой, революционной смены установившихся теоретических представлений. При этом, как пишет Кун, меняется сама парадигма (так он называет характерный для данного периода весь комплекс теоретических представлений, методов и других категорий, связанных со структурой науки). Однако конкретных этапов развития какой-либо из наук в книге Т. Куна нет.

Проведенная нами работа над многочисленными источниками по истории средневековой науки, а также анализ исследований вышеназванных авторов позволили внести некоторые уточнения в схему периодизации истории географии, предложенную Л. И. Воропай, и составить таблицу «Главнейших периодов и этапов развития географии».

Исторический путь географического познания и развития географии как науки следует рассматривать на четырех уровнях. Начало первого уровня (периода) приходится на время около 3500 г. до н. э. (когда появилась письменность у древнейших культурных народов), второго — на начало XIII в. н. э., третьего — на 70-е гг. XVIII в. и четвертого (современного) — на 30-е гг. XX в.

В пределах каждого уровня развития географии выделяются четыре ступени (этапа) географического познания Земли. Провести рубеж между временем «кризиса» и «переходным» этапом (по Л. И. Воропай) практически не представляется возможным, так как этап закономерного «кризиса» в развитии науки (когда, по словам Л. И. Воропай, задачи, стоящие перед наукой, на данном уровне уже решены, а практика исчерпала теорию науки) является в то же время и этапом переходным, т. е. временем, когда зарождается и начинает развертываться восходящая ветвь следующего, более высокого уровня географического познания, но новые исследования осуществляются еще на базе теоретических представлений. Согласно этой таблице, на время географии средневековья приходятся 4-й этап первого уровня (с III по XII в.) и 1-й этап второго уровня (время с XIII до середины XV в.).

Развитие географической мысли связано с изменениями социально-экономической структуры мира. Однако время научных революций, которые, по Л. И. Воропай, в географии проявляются в виде «взрыва» новых эмпирических открытий, наносящих удар по прежним теоретическим представлениям, вовсе не знаменует собой смену уровней. Оно наступает позднее, на 2-м этапе (когда систематизируется и классифицируется собранный материал и теоретически обобщаются новые данные) или на 3-м этапе (когда происходит уточнение и конкретизация общих законов). Это можно подтвердить примерами. Так, на первом уровне такой «взрыв», т. е. качественный скачок, произошел на 3-м этапе, именно тогда, когда на рубеже III и II вв. до н. э. александрийский ученый Эратосфен впервые сделал попытку синтезировать географические знания своего времени на основе математики (точнее, астрономии и геодезии) и физики (точнее, естествознания в целом) и создал науку, названную им географией, т. е. землеописанием. На втором уровне подобный «взрыв» относится ко 2-му этапу, т. е. времени, когда в результате Великих географических открытий конца XV — начала XVI в. произошла коренная ломка и перестройка системы географических представлений о величине земного шара, о взаиморасположении материков и океанов, что нашло отражение на картах, созданных на математической основе А. Ортелием, Г. Меркатором и другими учеными той эпохи. На третьем же уровне «взрыв» можно отнести снова к 3-му этапу (30—70-е гг. XIX столетия), когда были установлены взаимосвязи между явлениями неорганического и органического мира и получило развитие учение о зональности природных компонентов и т. д.

Если попытаться изобразить исторический путь развития географии в виде спирали, то в отличие от схемы Л. И. Воропай мы считаем необходимым также выделять не три, а четыре уровня развития географии, а в пределах каждого витка (кроме четвертого, современного) ограничиться выделением не пяти, а четырех ступеней (этапов) познания. При этом исторический путь географического познания должен быть показан в форме развертывающейся спирали, т. е. с постоянно увеличивающимися, а не уменьшающимися, как показано у Л. И. Воропай, витками, поскольку процесс познания является бесконечным. Правда, в этом случае теряется наглядность в постепенном сокращении «ступеней» во времени на разных уровнях, но зато более четко выявляется увеличение объема географических знаний с переходом от одного уровня развития к другому. «Взрывы», или скачки, т. е. переходы от одной парадигмы к другой, изображены в виде более крутых участков верхней линии спирали.

Следует заметить, что предлагаемые схемы периодизации верны в основном для общего хода географического познания в глобальном масштабе. Но при изучении истории географии отдельных стран или отдельных исторических периодов требуется более дробная периодизация. В пределах каждой ступени или этапа необходимо будет выделить и более мелкие временные промежутки, качественно отличающиеся друг от друга. Это позволит более четко проследить «борьбу» между старыми и новыми теориями. И в заключение очерка отметим, что, следуя за авторами историко-философских сочинений (Гулыга, 1962; Соколов, 1979; Трахтенберг, 1957; Горфункель, 1980; Майоров, 1979, и др.), мы пришли к убеждению, что рассмотрение историко-географического материала времен раннего западноевропейского средневековья (с III по XII в.) и расцвета западноевропейских феодальных государств (XIII — середина XV в.) следует проводить в пределах четырех эпох, отличающихся друг от друга не только широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний и способами отображения их на карте, но и характером той идейной борьбы, которая проходила между естественнонаучными тенденциями и символико-мистическими концепциями в недрах средневековой науки (табл. 2).

Первая эпоха (III—VII вв.) может быть названа эпохой позднеантичной образованности и начала латинской патристики; вторая (VIII—VII вв.) — эпохой ранней схоластики; третья — эпохой поздней схоластики (XIII — первая половина XIV в.); четвертая — эпохой раннего гуманизма, совпадающей с первыми десятилетиями итальянского Возрождения (вторая половина XIV — первая половина XV в.). Эта эпоха предшествует Великим географическим открытиям.

Если сопоставить эти эпохи с этапами развития географии (табл. 1), то можно увидеть, что первые две эпохи приходятся на 4-й этап первого уровня развития географии. Одна из эпох будет соответствовать времени сохранения элементов античной географии на общем фоне упадка научных знаний и первых попыток интерпретации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций, вторая эпоха является временем расширения пространственного кругозора на Севере Европы и в Северной Атлантике и первого знакомства западноевропейцев с арабоязычной наукой. Все это обеспечивало зарождение новой, восходящей ветви развития науки.

Две последующие эпохи уже относятся к 1-му этапу второго уровня. Одна из них была для географии временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении ойкумены, временем начала его систематизации и выявления некоторых причинно-следственных связей, временем влияния идей Ибн-Рушда и Ибн-Сины на естественнонаучные воззрения западноевропейских ученых и появления элементов новой географии, основанной не на мифах, а на фактах. Последняя эпоха была временем апогея средневековой западноевропейской географии с ее представлением о единой в мире ойкумене, преддверием тех Великих географических открытий, которые коренным образом изменили средневековую парадигму.

Таблица 1. Главнейшие периоды и этапы развития географии

Уровни развития географии

Характеристика периода

Этапы географического познания Земли

Восходящая ветвь развития

Стабильная ветвь развития

Этапы накопления и эмпирических исследований: основной метод — анализ

Этапы систематизации географических знаний и теоретических обобщений; основной метод — синтез

Этапы уточнения общих законов, активное использование достижений науки; основные методы — анализ и синтез

Этапы «кризиса» и зарождения новой восходящей ветви науки

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ — первоначальной постановки теоретических проблем

Период  выяснения общих свойств Земли и  основных  черт  ее поверхности; зарождения элементарных географических представлений (XXXV в. до н. э. — XII в. н. э.)

1-й этап — донаучных географических    представлений древнейших культурных народов (около 3500 г. — VII в. до н. э.)

2-й этап — начала научной систематизации географ, сведений и зарождения зачатков общего землеведения в философских космогониях и страноведения в «периплах» и «перигесах» в эпоху классической Греции (VII — IV вв. до н. э.)

3-й этап — первых попыток научного синтеза географ, знаний на  основе математики  и  физики  в эпоху эллинизма и Римской республики; развитие картографии и хоро-графии (IV в. до н. э. — III в. н. э.)

4-й этап — упадка научных знаний в эпоху раннего западноевропейского  средневековья и развития математической  географии в странах Арабского Востока (с III до XII в.)

ВТОРОЙ  УРОВЕНЬ  —  элементно-хорологический

Период изучения отдельных элементов природы Земли (с XIII до 70-х гг. XVIII в.)

1-й  этап — расширения пространственного  кругозора в эпоху расцвета средневековых феодальных государств (с XIII до сер. XV в.)

2-й этап — коренной перестройки системы географических представлений в эпоху Великих географических открытий XV— XVI вв. Разработка новых картографических проекций для изображения  сферической  поверхности Земли (с сер. XV до сер, XVI в.)

3-й этап — поисков «Южной  Неведомой  Земли», Сев. -Зап.    и  Сев. -Вост. проходов  и  великих  открытий землепроходцев в Сев.  Азии; попыток создания теоретической концепции географии как науки о Земле на основе метафизического материализма; этап зарождения элементов   эконом, географии (сер. XVI — сер. XVII в.)

4-й этап — измерений  и картографирования поверхности Земли и развития отдельных геогр. дисциплин; дискуссий о  географии без четкого представления  ее предмета и содержания; деления ее на математическую (относимую  к  астрономии),  физическую  (к     физике), политическую    (к  истории) (сер. XVII — 70-е гг. XVIII в.)

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ — компонентно-исторический

Период установления взаимосвязей  между элементами природы и зарождения физической географии как науки (70-е гг. XVIII — 30-е гг. XX в.)

1-й этап — первых научно-исследовательских экспедиций на суше и в океане и развития отдельных  отраслей  географических знаний. Оформление экономгеографии как геогр. дисциплины (с 70-х гг. до конца XVIII в.)

2-й этап — кругосветных плаваний и исследования отдельных компонентов физгеографии как части физики; попыток природного и экономического районирования (   с нач. XIX до 30-х гг. XIX в.)

3-й этап — выдающихся успехов естествознания и развития  географии  как науки об общих   закономерностях природы и взаимосвязях между явлениями органического и неорганического       мира (эпоха Гумбольдта и Рит-тера (30— 70-е гг. XIX в.))

4-й этап — «кризиса» географии,  время  методологических дискуссий  и  за-эождения идеи о природных комплексах в России; возникновения «хорологической» концепции географии в     зарубежных странах (с 70-х гг. XIX до 30-х гг. XX в.)

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ —

комплексно-динамический

Период изучения географических комплексов; развитие учений о геогр. оболочке     и ландшафтах; становление экономической географии науки (с 30-х гг. XX в.)

1-й этап — систематического и целенаправленного  изучения  Мирового океана и географических исследований  всего  земного шара. Оформление учений о географической оболочке  и  ландшафтах в СССР; развития экономической  географии  в СССР; господство «хорологической» концепции в зарубежных странах (с 10-х до 50-х гг. XX в.)

2-й этап — глубокой систематизации огромного фактического  материала для разработки теории науки; формирования конструктивно - преобразовательного     направления   географических исследований в СССР; учение о территориально-производственных комплексах в СССР; распространения советских географических идей за рубежом (с 50-х гг. XX в.)

   

 

Таблица 2. Истории западноевропейской средневековой географии (основные вехи)

Дата

Важнейшие исторические события

Ступень географич. познания

Эпоха и этап

Характеристика эпохи

Важнейшие путешествия и открытия

Главнейшие сочинения

Наиболее типичные карты

Космографического характера

Страноведческого характера

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

200 г.

250 г.

III  в. Укрепление христианства в Галлии и Британии

Четвертая ступень (более высокая) первого уровня (периода) как время «кризиса» и зарождения более высокой ветви науки (III - Х II вв.)

А) Эпоха позднеантичной образованности и начала латинской патристики (III - V II вв.)

Время сохранения некоторых элементов античной географии при общем упадке научных знаний и первых попыток интерпретации «отцами церкви» географических знаний с библейских позиций

 

«Опровержение всех ересей» Ипполита

(235 г.)

«Собрание достойнейших упоминания вещей» Солина (III  в.)

 

300 г.

313  г.    Миланский эдикт о веротерпимости

к христианам

 

«Божественное установление» Лактанция (325 г.)

«Описание морских берегов» Аниана Руфа Феста (IV в.)

 

400 г.

395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную

 

«О браке Филологии с Меркурием» Капеллы (ок. 400 г.)

«Полное  описание народов» (IV в.)

Карта мира Капеллы

450 г.

476 г    Падение Западной  Римской империи

 

«Комментарии  Макробия» (к «Сну Сципиона») (нач. V в.)

«Описание  Ирландии»  Патрика  (ок. 460 г.)

«Хроника» Кассиодора (ок. 519 г.)

Карта тепловых поясов Макробия

500 г.

498—515 гг. Остготское королевство в Сев.Италии

550 г. Поход монахов из Византии в «Серенду»

«Этимологии» Исидора Севильского (ок. 600 г.)

«Космография» Равеннского  Анонима (VI в.)

«История готов» Иордана (ок. 550 г.)

Карта типа «Т-О» и чертеж розы ветров Исидора

550 г.

Первый скрипторий Кассиодора в  Италии

       

600 г.

632 г.   Завоевание арабами Сирии и Ирана Завоевание арабами Средней Азии

569 г. Начало похода Зимарха на Алтай

«Плавания» св.Брендана (ок.560 г.)

670г. Открытие Фарерских о-вов

     

700 г.

750 г.

711  г.    Начало араб. завоеваний на Пиренейском п-ове

Б) Эпоха ранней схоластики (V III - Х II вв.)

Время расширения пространственного кругозора на Севере Европы и в Северной Атлантике, знакомства с арабоязычной культурой, что обусловило зарождение элементов новой восходящей ветви науки

   

Церк. история» Бэды Достопочтенного (ок. 725 г.) «Житие св. Виллиброрда» Алкуина (800 г.)

Меровингская карта (720 г.)

800 г.

768-814 гг. Империя Карла Великого

795 г. Открытие Исландии монахами

830 г. «Путешествие Ансгара»

«Об измерении Земли» Дикуила (825 г.)

«Баварский географ» (IX в.)

«Хроника» Альфреда Великого (ок. 800г.)

Монастырские карты типа «Т-О»

Розы ветров (по Исидору)

850 г.

IX в. Начало производства бумаги в Европе

860 г. Открытие Исландии норманнами

     

950 г.

945 г. Византийские  послы    в Кордове

       

960 г.

Образование Священной Римской империи

981 г. Открытие берегов Гренландии

     

1000 г.

1014 г. Завоевание норманнами Юж. Италии и Сицилии

1000 г. Открытие берегов Сев. Америки

 

«История Гамбургской епархии» Адама Бременского (1040г.)

Ката мира Идриси (1154г.)

1050 г.

Взятие  турками Багдада

1085 г. Отвоевание  испанцами Толедо

1050 г. Открытие Ботнического залива

1094г. Открытие Сваальбарда

 

Перевод Аделардом из  Бата  «Астрономии» ал-Хорезми (1126 г.)

Туринская круглая карта (ХI в.)

1100 г.

1096  г.   Начало крестовых походов

       

1150 г.

1160—1167 гг. Открытие первых университетов

1170 г.   Начало переводческий деятельности с арабского на латынь

   

Перевод и комментарии Герардом из Кремоны сочинений Аристотеля, Ибн-Сины и Ибн-Рушда (1175 г.)

 

1200 г.

1204 г. Захват крестоносцами Константинополя

1242г. Монгольское нашествие в Вост. Европу

Первая ступень второго уровня (периода) как время накопления новых фактов о природе Земли

В) Эпоха поздней схоластики (Х III – сер. ХIV в.)

Время обширного накопления новых фактов о природе Земли и влияния идей Ибн-Сины и Ибн-Рушда на естественные научные воззрения западноевропейских ученых

1246 г. Начало путешествия Карпини

1271 —1295 гг. Путешествие Марко Поло

«Королевское зерцало» (1240 – 1260 гг.)

«Великое сочинение» Р. Бэкона (1265 г.)

«Труды» Альберта Великого (1320 г.)

«Исторический обзор» Плано Карпини (1248 г.)

«Путешествия» Рубрука (1256 г.)

«Книга Марко Поло» (1298 г.)

Герефордская карта (1260 г.)

Эбсторфская карта (1284 г.)

1350 г.

1368 г. Падение монгольской династии в Китае

1396 г. Начало странствий Шильтбергера

«Божественная комедия» Данте (1320 г.)

«Книга познания» (1345 г.)

Каталонская карта (1375 г.)

1400г.

1409 г. Перевод «Географии» Птолемея с греческого на латынь

1415 г. Взятие Сеуты португальцами

Г) Эпоха раннего гуманизма (сер. ХIV – сер. ХV в.)

Время апогея средневековой географии и преддверия великих открытий конца ХV – начала ХVI в.

1403 – 1406 гг. Путешествие Клавихо в Самарканд

1418 г. Начало португальских плаваний

«Лик Земли» П. Аллиака (1410 г.)

«Приключения» Шильтбергера (ок. 1400 г.)

Карта северных областей Клавуса Нигера (1427 г.)

1450г.

1423 г. Перевод «Географии» Страбона

1453 г. Взятие турками Константинополя

1432 г. Открытие Азорских о-вов

Сочинения Н. Кузанского (сер. ХV в.)

«Космография», «География Германии» Э. Пикколомини (сер. ХV в.)

Карта Центр. Европы Н. Кузанского (сер. ХV в.)

1500 г.

1492 г. Первое плавание Колумба

     

Карта мира Фра-Мауро (1457 г.)

 

 


 

Реклама