Литература по истории географии


 

 

Основные литературные источники по истории географии раннего западноевропейского средневековья.

Источники эти многочисленны и разнообразны по содержанию, что позволяет разделить их на несколько групп.

1. Географические сочинения позднеантичных авторов (греческих и римских) типа стихотворного «Описания ойкумены» географа III в. Дионисия Периегета, «Сокращенной географии» писателя III в. Агафемера, «Описания морских берегов» Авиена Руфа Феста (IV в.). Сюда же можно отнести и большие географические экскурсы в таких исторических сочинениях, как «История Александра Великого» римского историка I в. Квинта Курция, «Поход Александра» и «Индия» греческого историка Арриана. Отнесем к той же группе географических сочинений трактат «О положении Земли» римского автора I в. Помпония Мелы, весьма популярный в средние века.

2. Географические сочинения, а также космографические произведения средневековых авторов.

3. Компилятивные произведения типа энциклопедий, составленные в основном на заимствованиях из трудов античных авторов: «Собрание достойных упоминаний вещей» римского писателя III в. Юлия Солина, произведение с аллегорическим названием «О браке Филологии с Меркурием» писателя V в. Марциана Капеллы, комментарий к «Сновидению Сципиона» Цицерона, составленные в начале V в. грамматиком Амвросием Феодосием Макробием. Эти сочинения, популярные в средневековой Западной Европе, сыграли большую роль в сохранении античных идей шарообразности Земли, теории «климатов» и гипотезы существования антиподов в южном полушарии.

4. Исторические сочинения средневековых авторов, в том числе биографии видных государственных деятелей, содержащие некоторый важный географический материал. Сюда можно отнести летописи, или анналы Западной Европы, т. е. «погодные» краткие записи о важнейших событиях, в том числе и географического содержания, а также «хроники», в которых дается связное изложение различных событий в хронологической последовательности.

5. Сочинения христианских писателей, так называемых отцов церкви, в которых нередко затрагиваются вопросы географического характера. Среди них можно назвать «церковные истории», биографии отдельных духовных лиц («Жития святых»), получившие широкое распространение в феодальной Европе. Для выяснения географических воззрений эпохи раннего средневековья, и в частности взглядов на природные явления, наблюдаемые на поверхности Земли и в атмосфере, имеют, по нашему мнению, важнейшее значение труды христианских писателей, таких, как римлянин Ипполит, ученик св. Иеронима, автор сочинения «Опровержение всех ересей» в десяти книгах, обнародованного около 235 г.; грек Евсевий Памфил (260—340), епископ Кесарийский, автор «Хроники» и «Церковной истории», считающийся родоначальником христианской историографии (его труды переводились с греческого на латынь для Западной Европы и на армянский и сирийский — для стран Востока); Аврелий Августин (354—430), епископ Гиппонский (Сев. Африка), автор нескольких сочинений, в том числе знаменитого труда «О граде божьем»; испанский священник Исидор Севильский (ок. 560— 636), написавший своеобразную энциклопедию под названием «Начала, или Этимологии», содержавшую географические и космографические сведения.

Все эти сочинения имеют важное значение для выяснения физико-географических и космографических представлений западноевропейцев эпохи раннего средневековья, хотя обычно в историко-географической литературе их имена не называются, а как пример состояния научных знаний в эту эпоху приводятся географические представления христианского писателя Фирмиона Лактанция из Нумидии (Северо-Западная Африка), жившего в 250—325 гг., автора сочинения «Божественное установление», и александрийского монаха Косьмы Индикоплова, написавшего около 547—550 гг. труд под названием «Христианская топография».

Наконец, еще одна группа сочинений охватывает косвенные источники в виде эпических сказаний, саг, литературно-художественных произведений, в которых нашли некоторое отражение географические знания западноевропейцев того времени. К этой же группе относится и переписка государственных деятелей.

Анализ источников по истории географии средневековья показывает, что в отличие от источников древнего мира, среди которых явно преобладали сочинения географического содержания, а в исторических трудах помещались большие географические экскурсы, в литературе средневековой Западной Европы география представлена по меньшей мере скудно. Средневековье не дало ни одного труда, который можно было бы сравнить с такими произведениями античного мира, как «Географические записки» Эратосфена, «География» в 17 книгах Страбона или «Руководство по географии» Клавдия Птолемея. Чисто географических сочинений средневековых европейских авторов крайне мало; при этом все они страноведческого, описательного характера и не поднимают теоретических вопросов. Среди них в первую очередь следует назвать анонимный трактат под названием «Полное описание мира и народов», относимый к IV в. и дошедший до нас в двух вариантах. Древнейший из них составлен автором, плохо владевшим латинским языком; второй вариант, сохранившийся в двух рукописях, является переложением первоначального текста на более правильную латынь. Трактат свидетельствует о том, что автор его много путешествовал, несколько раз бывал в Александрии. Он дал краткие, но необходимые сведения о городах и товарах «мира», которым для него был Средиземноморский бассейн.

Близким по содержанию к этому трактату является обнаруженный в 1910 г. греческий текст географического содержания, озаглавленный «Подорожные от райского Эдема до ромеев», а также найденный в 1928 г. близкий к нему грузинский текст. Исследователи высказывают мнение, что «Подорожные» и «Описание мира и народов» имеют общий источник, до нас не дошедший, который был более обширным и включал большее число географических подробностей, чем известные нам тексты.

Важным географическим источником является так называемая «Пейтингерова таблица», получившая свое название по имени ее первого издателя немецкого историка Конрада Пейтингера (1465—1547). Некоторые авторы называют ее Картой Кастория. Эта карта состоит из 12 сегментов, склеенных друг с другом в виде длинной полосы шириной около 30 см и длиной около 6 м. Ряд исследователей полагают, что подлинник карты был составлен около 230 г., в царствование императора Александра Севера, хотя другие ученые считают, что карта создавалась позднее — между 368 и 396 гг., в царствование Феодосия Великого (ок. 346—396), почему эту карту иногда называют также «Табулой Феодосиана» т. е. «Таблицей Феодосия». Судя по палеографическим данным, дошедшая до нашего времени копия Карты Кастория относится к XI или XII в. Анализ Карты Кастория показывает, что ее географические сведения в ряде случаев совпадают с «Полным описанием мира и народов», а также с «Периплом Эритрейского мира» Псевдо-Арриана, который относится ко II в. Однако эти совпадения еще не дают основания считать, что эти сочинения были источниками Карты Кастория, хотя они и показывают, что между всеми этими произведениями существовала определенная связь. Оба источника — и «Полное описание мира» и Карта Кастория — пределом известного обитаемого мира на Востоке полагают Индию.

Предположительно к VI в. относится еще одно географическое сочинение в пяти книгах — «Космография» — неизвестного автора из Равенны, которое вошло в литературу под названием «Равеннский аноним» или «Равеннский географ». Это единственный западноевропейский сборник всеобщей географии того времени, дошедший до нас, к сожалению, в извлечениях. До сих пор окончательно не установлено время написания этого трактата: одни ученые (Воuitter, 1871) относят его к VI в., другие (Исаченко, 1971) — к VII в., а третьи (Риттер, 1864) — к IX в., при этом Рит-увр называет и имя автора — Гвидо Равеннский.

К. Риттер считает, что автор был монахом и черпал свои сведения из различных сочинений греческих и римских авторов, а также из «Подорожных». И хотя в трактате допущены грубые ошибки, это сочинение является очень важным для выяснения Географических представлений того времени. В нем упоминаются такие произведения, которые до нас не дошли, в том числе древнеготские и франконские (ими автор пользуется при описании северных и восточных районов Европы — от Эльбы до Волги и Кавказа). Автору трактата известна Карта Кастория (ее автора он называет Касториусом). Он имеет сведения о Китае, но, находясь в плену древних греческих представлений о связи Каспийского моря с Северным океаном, он пишет, что корабли от «Се-рийского океана» (Китайского моря) ходят до «Каспийских ворот», т. е. до прохода между Кавказом и западным берегом Каспия, вблизи современного Дербента. Нужно подчеркнуть, что Равеннский географ ничего не знает о древних греческих и римских географах и для него александрийский ученый II в. Клавдий Птолемей — первый географ, которого он считает египетским царем из македонской династии.

Следующий труд географического содержания, относящийся к эпохе раннего средневековья, принадлежит ирландскому монаху, одному из деятелей так называемого Каролингского возрождения, Дикуилу. Он называется «Об измерении Земли» (825 г.). В своем трактате Дикуил рассказывает о попытке императора Феодосия Первого (379—395) (правда, не увенчавшейся успехом) измерить размеры земного шара (именно шара; мы хотим подчеркнуть, что шарообразная фигура Земли не была забыта учеными в те времена). Дикуил сообщает важные историко-географические факты, например сведения об открытии Фаррерских островов, Исландии и др. Дикуил был первым средневековым автором, который стал локализовать Землю Туле (обнаруженную в северных областях Земли в IV в. до н. э. греческим ученым-мореплавателем Пифеем) с Исландией. Эту точку зрения после Дикуила поддержал Адам Бременский, а позднее и многие другие ученые.

Очень важным источником по истории географии раннего средневековья является труд, получивший в литературе название «Армянская география VII в.» (по-армянски «Ашхарацуйц» — «Атлас мира»). Хотя этот труд и не был известен западноевропейским средневековым ученым, но он незаменим для выяснения географических воззрений ученых Армении, Сирии и Византии того времени. Некоторые исследователи (Манданян, 1947; Пигулевская, 1951, и др.) считали автором этого произведения армянского историка V в. Моисея Хоренского (по-армянски Мовсес Хоренаци). Другие ученые, в том числе К. П. Патканов (1877), который впервые анализировал этот текст, а также С. Т. Еремян (1968, 1980), Э. Л. Даниелян (1973, 1978, 1980) и Н. А. Гвоздецкий (1969), убедительно показывают, что это сочинение было написано армянским ученым VII в., автором «Космографии» Ананией Ширакаци. В этом труде явно прослеживается сильное влияние географических взглядов Клавдия Птолемея и его последователя, ученого IV в. Паппа Александрийского, написавшего «Хорографию» в виде сокращенного изложения «Географии» Птолемея.

К сочинениям географического содержания можно также отнести и географические разделы сочинения «Семь книг против язычников» (конец IV — начало V в.) священника из Таррагоны (Испания) Павла Орозия. Несмотря на политическую заостренность всего произведения, написанного по настоянию епископа Гиппонского Аврелия Августина, Павел Орозий не проявил враждебности к вестготам, создав труд, который до сих пор является основным источником по истории образования вестготского государства в Испании. Географические или, вернее, историко-географические разделы этого сочинения Орозия, переведенные с латинского на древнеанглийский по указанию английского короля Альфреда Великого (871—901), представляют большую ценность. Кроме того, король сопроводил заимствования из Орозия описаниями путешествий, предпринятых по Балтийскому и Белому морям.

Среди географических сочинений IV в. нужно назвать еще один анонимный труд, составленный между 866 и 890 гг. и получивший в литературе название «Баварский географ». В этом сочинении содержится ценный материал о расселении славян в Центральной Европе и в придунайских областях. Автор, видимо, преследовал чисто практические цели — дать баварским купцам для их путешествий по славянским землям нечто вроде путеводителя, так как он перечисляет различные славянские племенные княжества и описывает занимаемые ими земли.

Весьма оригинальны три сочинения географического содержания, дошедшие до нас в нескольких рукописях, которые сыграли важную роль в последующем развитии скандинавской географии. Первое из них — древнеисландский итинерарий аббата Николая Бергсона, написанный между 1156 и 1159 гг. Оно называется «Описание путей и перечисление городов» и составлено после завершения путешествия аббата из Исландии через Данию в другие страны Западной Европы, в том числе в Рим. Некоторые исследователи называют Николая крупнейшим исландским географом средневековья, так как его сочинение легло в основу многочисленных последующих компиляций и заложило основы географических исследований в Скандинавских странах. Вторым сочинением является «Описание мира и святая премудрость» анонимного автора, включенное Хауком Эрлендссоном в его компиляцию древнеисландских произведений, получившую название «Книги Хаука» и относящуюся к 1323—1329 гг.

Большая часть текстов основывается на «Этимологиях» Исидора Сввильского, но использованы также популярные в средние века работы Орозия, Гонория Аугустодунского и др.

В третьем сочинении, написанном на пергаменте, — «Фрагменте древнего исландского историко-географического сочинения» (как оно названо в издании И. Лангебека 1773 г.), имеется Несколько отрывков, посвященных истории Дании VIII—IX вв., сообщается о миссии св. Ансгара, о заселении Исландии, после чего помещено описание «северной части мира» и рассказ об открытии Исландии Гардаром.

Все эти произведения, позволяющие выяснить систему географических представлений скандинавов того времени, интересны еще и потому, что в них содержатся сведения по географии северной половины Восточно-Европейской равнины, как правило, отсутствующие в трудах западноевропейских и южноевропейских авторов.

Важным источником географических представлений скандинавских народов середины XII в. является так называемая «Планисфера», ныне хранящаяся в рукописи Королевской библиотеки в Копенгагене. Это — карта, датируемая 1145—1148 гг. и относящаяся к типу «колесных» карт (о которых подробнее мы скажем позже), распространенных в то время в Западной Европе.

Большая группа источников представлена трудами средневековых авторов. Начнем обзор с «Истории» Аммиана Марцеллина (330—400), который считается последним крупным представителем античной историографии. В этом труде, носящем в подлиннике название «Деяния», дается изложение, событий римской истории со времени правления императора Нервы (96—98) до смерти императора восточной части Римской империи Валента, погибшего в 378 г. в битве при Адрианополе с поднявшими восстание готами. В труде Марцеллина излагаются сведения о народах, населявших области Восточной Европы, а также приводятся важные географические данные о населенных ими областях, правда, не всегда точные.

В VI в. создавали свои исторические сочинения Прокопий из Кесарии, Аврелий Кассиодор и Иордан. Первый из них, родом из переднеазиатского города Кесарии (умер ок. 562 г.), написал большой труд: «История войн с персами, вандалами и готами», состоящий из восьми книг. В них содержатся ценные географические и этнографические данные о тех народах, с которыми пришлось воевать Византии. Отметим, что Прокопий рассматривает спорный вопрос о границе Европы и Азии и отдает предпочтение Фасису, т. е. современному Риони, перед Танаисом (Доном), который в среднегреческой литературе и много веков после Прокопия признавался границей между этими частями света. Прокопий подробно описывает Кавказ, Армению, прослеживает течение рек Тигра и Евфрата по Месопотамии. Он представляет себе Скандинавию огромным островом и не сомневается в том, что Туле, открытая в IV в. до н. э. Пифеем, должна находиться именно здесь.

Аврелий Кассиодор (490—575) был крупнейшим деятелем остготского королевства в Северной Италии. Ему принадлежат труды: «Хроника», доведенная до 516 г., «Готская история» и сборник официальных документов, известный под названием «VARIА». Его преемником по истории готов был писатель, родом алан, по имени Иордан (иногда неправильно называемый Иорнандом). В 551 г. он написал большое сочинение «О происхождении и деянии готов» (сокращенное латинское название «Гетикт»), в котором собран богатый исторический и географический материал. В частности, в нем содержится описание Скандинавии как прародины германцев, говорится о переселении готов к Черному морю и дается характеристика скифов и их культуры (в ту пору населявших современные южно-украинские степи).

К VIII и   IX вв. относятся   труды деятелей Каролингского возрождения: советника императора Карла Великого Алкуина (ок. 736—804) и биографа императора Эйнгарда (ок. 768—840). Ал-Куин был автором учебников по грамматике, риторике и философии Н нескольких книг исторического и географического содержания, например книги «Жизнь святого Виллиброрда». На основании многочисленных документов и собственных наблюдений Эйнгард к 820 г. написал большой труд под названием «Жизнь Карла Великого», Произведение, ставшее классическим образцом историко-литературного жанра. Он принимал также участие в составлении «Больших королевских анналов» (т. е. хроники), охвативших период Западноевропейской истории с 741 по 829 г. Из завещания Карла Великого, помещенного в сочинении Эйнгарда о жизни императора, следует, что император и его окружение были знакомы с учениями Аристотеля и Платона о шарообразной фигуре Земли.

Среди писателей конца XI — начала XII в. следует назвать внука Генриха IV Оттона (1111 —1158), епископа Френзингенского, крупнейшего германского историка, автора «Всемирной хроники», доводящей события до XII в., и «Деяний императора Фридриха» (Барбаросы. — А. Д.), а также Ари Торгильсона Фроде (1067—1148), часто называемого отцом письменной истории норманнов в Исландии. Этому автору принадлежит сочинение «Книга исландцев» («Исландингабок»), в котором описаны события 874—1120 гг., а именно колонизация Исландии и история заселения норманнами южного побережья Гренландии, а также открытие участков восточного побережья Северной Америки и введения там христианства.

Возвращаясь к более ранним векам эпохи средневековья, надо сказать, что в течение IV и V вв. в зарубежной Европе сложился совершенно новый тип исторических произведений, оказавших влияние на всю западноевропейскую раннехристианскую историографию. Это так называемые «всемирные хроники», или «церковные истории», которые составлялись христианскими духовными лицами. Появились они в годы распространения и утверждения в Европе христианства в качестве государственной религии.

Ядром римской историографии, как известно, была история Рима, как «вечного города», завладевшего всем Средиземноморьем к началу нашей эры. Но с распадом Римской империи на Западную и Восточную зародилась новая концепция, в основу которой была положена не история Римской державы, а история всего Средиземноморья, включавшего и народы Ближнего Востока. История Рима при такой концепции оказалась лишь последним по времени «звеном» в так называемой «священной истории», т. е. в истории еврейского народа и истории христианской церкви.

Первое воплощение этого нового взгляда на историю прошлых лет получило в трудах «отца христианской историографии», епископа Кесарийского Евсевия (267—338): в «Хронике» и «Церковной истории» (излагавшей события до 325 г. н. э.). Сочинения Евсевия в оеческом оригинале и армянском переводе для христиан Восточной Римской империи и в латинском переводе для Западной Римской империи стали родоначальниками христианской историографии.

В последующие столетия кроме «всеобщих хроник» получили распространение церковные истории отдельных государств. Среди них можно назвать «Церковную историю франков» епископа Турского Григория (540—594), «Церковную историю английского народа» английского ученого Бэды Достопочтенного (672—735) и др.

Тогда же стали появляться и произведения, посвященные описанию жизни и деятельности отдельных духовных лиц. К последнего рода сочинениям, также содержащим важный историко-географический материал, относятся такие, как «Житие Святого Ансгара» Римберта (IX в.), «Жизнеописание Святого Адальсберта», составленное Иоанном Канабарием и Бруно (IX в.), «Деяния гамбургских епископов» выдающегося ученого Адама Бременского (XI в.) и др.

К совершенно особой группе источников по истории средневековой географии XIII и XIV вв. относятся философские и естественнонаучные сочинения арабоязычных мыслителей, переведенные с арабского языка на латинский. Среди них прежде всего надо назвать труды Ибн-Сины и Ибн-Рушда. Философские и естественнонаучные воззрения арабоязычных ученых оказали влияние на многих европейских мыслителей, в том числе на Сигера Брабантского и его ученика Рожера Бэкона.

Представители европейского аверроизма (как именовались последователи материалистического учения Ибн-Рушда) несли в своих учениях зачатки идеологии эпохи Возрождения, которая, как известно, в истории географических знаний ознаменовалась крушением системы географических представлений, свойственных средневековью.   Широта пространственного кругозора   особенно на Востоке еще до эпохи  Великих географических открытий конца XV — начала XVI в. получила освещение во многих сочинениях того времени,   которые также являются   важными источниками по истории географии. Среди этих сочинений прежде всего следует назвать такие, как отчетные документы путешественников к монгольскому хану Плано Карпини (1247) и Гильома Рубрука (1255), «Книгу о разнообразии мира» Марко Поло (обнародованную на рубеже XIII—XIV вв.), сочинения посланцев католической церкви в Китай и Индию Монтекорвино, Северака, Порденоне, Мариньолли и др. Важным источником является Каталонская карта Авраама Крескеса (созданная  к  1375 г.),  отражавшая  широту географического кругозора и географические представления того времени. Из источников, относящихся к первой половине XV в., следует назвать «Космографию» Эния Сильвия Пикколомини, «Образ мира» Пьера  д'Эйи, исторические  сводки   португальских открытий западных  берегов    Африки  и  Карту    мира  венецианца  Фра-Мауро, на которой нашли   отражение открытия, сделанные   до 1457 г. Важными событиями первой половины XV в. стали знакомство западноевропейских ученых с переводом на латинский язык «Географии» Птолемея, осуществленном к 1410 г., и выполнение датским ученым Клавдием Клаусом Свартом к 1427 г. Карты северных областей Европы и Атлантики, которая явилась дополнением к карте Европы по Птолемею.

Полную сводку всех путешествий средневековья, начиная с плавания Отера (ок. 890 г.), составил итальянский гуманист Джованни Баттиста Рамусис (1485—1557) под названием «Сочинение о мореплаваниях и путешествиях». Первый том, изданный в 1550 г., включал материалы о португальских плаваниях вдоль берегов Африки и в Индию; в III томе (1556 г.) были описаны экспедиции Колумба, испанцев и голландцев; в 1559 г. вышел II том, в который вошли путешествия европейцев в страны Востока (Марко Поло и др.).

Среди косвенных источников, важных для понимания географических представлений эпохи раннего средневековья, мы должны назвать «Сагу об Эрике Рыжем», сборник древнескандинавских эпических сказаний «Старая Эдда», «Кодекс Феодосия» (сводка римского права, названная в честь императора Феодосия II), письма короля Теодориха к эстам, обращения Константина к эфиопским царям, «Божественную комедию» Данте, а также многие другие произведения.



Реклама