Примечания


 

 

[1] Согласно известному британскому археологу В. Г. Чайлду, "неолитическая революция" начинается с появления земледелия и деревенских общин и завершается изобретением или заимствованием письма и замены бронзы железом в производственных целях. Мы несколько сужаем это понятие, считая началом "неолитической революции" появление земледелия и скотоводства, а также расцвет неолитической каменной индустрии, а ее завершающей фазой - окончательное формирование ячейки мелкого натурального производства и сельской общины.

[2] См. Африка: возникновение отсталости и пути развития. М., 1974.

[3] Здесь и далее все даты до н. э.

[4] Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. М., 1976, с. 100-101.

[5] С начала XX в. ученые считали, что около середины 3-го тысячелетия Нубию завоевали негроидные племена так называемой "группы В".. В последнее время американский археолог У. Адаме высказал веские аргументы против выделения культуры "группы В", которая, по мнению прежних исследователей, пришла в Нубию на смену культуре "группы "А "; памятники ее слишком малочисленны, поселений не обнаружено.

[6] Борисковский П. И., Соловьев В. В. Новые материалы по каменному веку Гвинеи.-Сборник Музея антропологии и этнографии № XXXIII. Из культурного наследия народов Америки и Африки. Л., 1975, с. 162

[7] См. Иванов Вяч. В. О возможном отражении одного миграционного термина в хауса (хауса birni —"город").- В. кн.: Языки Африки. Вопросы структуры, истории и типологии. М., 1966, с. 110.

[8] Поливанов Е.Д. К вопросу о родственных отношениях корейского и алтайского языков.-"Известия АН СССР", VI сер., т. XXI. Л., 1927, с. 1202-1203, примеч. 3.

[9] Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта, т. II. М., 1959, с. 218, примеч. 154.

[10] Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта, т. I. М., 1948, с. 34.

[11] Так примерно обозначено расселение древних нубийских племен на карте, составленной шведским ученым Т. Севе-Седенбергом. Граница между Уауатом и Ирчетом проведена в районе г. Томас, между Сечу и Иам—в районе г. Уади-Хальфа, на границе современных Египта и Судана.

[12] Подобные порядки сохранялись и позднее, вплоть до X в.н.э.

[13] Стучевский И. А. Храмовая форма царского хозяйства Древнего Египта. М., 1962, с. 98.

[14] Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М„ 1972, с. 261.

[15] Нередко в египтологической литературе их называют "рабами" и "царскими рабами", но советский египтолог О. Д. Берлев подчеркивает, что они отнюдь не являлись рабами в античном понимании этого слова (Берлев О. Д. Указ, соч., с. 10 и сл.).

[16] 4 Ольдерогге Д. А. К организации цехового управления в Древнем Египте эпохи Среднего царства.-В сб.: Доклады АН СССР. Отделение гуманитарных наук. М.-Л.. 1928. с. 97.5 Кацнельсон И. С. Проблемы исторического развития древней Нубии.- "Вестник древней истории", 1964, № 2, с. 22.

[17] Эти факты позволили И. С. Кацнельсону прийти к следующему выводу: "Таким образом, эти огромные курганы, каждый из которых представлял собой самостоятельное кладбище, дают неопровержимый исходный материал для заключения о наличии в Куше значительного числа рабов" (Кацнельсон И. С. Рабовладение в Куше.-"Вестник древней истории", 1965, № 2, с. 78).

[18] Так, например, в известном рассказе Геродота о массовых погребениях у скифов перечисляются следующие категории лиц, которых хоронят в кургане вместе с царем: одна из его наложниц, виночерпий, повар, камердинер, конюх, вестник, а также 50 других слуг. У африканских народов царя сопровождали в последний путь наложницы, телохранители, камердинеры, повара, музыканты, придворные вельможи.

[19] О различии между классом рабов и "рабским" сословием см. Кобищанов Ю.М. Африканские феодальные общества: воспроизводство отсталости и неравномерность развития.-В кн.: Африка: возникновение отсталости и пути развития, с. 205 и ел.

[20] Осама зль-Нур. Культура Кермы и ее истоки.-"Вестник древней истории", 1976, № 1, с. 38.

[21] Авдиев В. И. Указ, соч., т. I, с. 77.

[22] Кацнельсон И. С. Нубия под властью Египта.-"Вестник МГУ", 1948, № 6, с. 24.

[23] Авдиев В. И. Указ, соч., т. I, с. 172.

[24] См. Авдиев В. И. Указ, соч., т. I, с. 173

[25] По мнению В. И. Авдиева, "захватнические походы Тутмоса I велись в значительной степени с целью захвата рабов". В подтверждение он ссылается на слова одной надписи о захвате пленных и на то, что Хатшепсут называла все иноземные страны своими подданными (по Авдие-ву-рабами) (АвдиевВ.И. Указ. соч.,т.Н, с. 219-220, примеч. 12).

[26] Авдиев В. И. Указ, соч., т. II, с. 55.

[27] В настоящее время собак разводят лишь группы бродячих охотников, живущих среди сомалийцев, но сами сомалийцы, даникили, арабы и суахили Бенадира не разводят и не держат собак.

[28] Авдиев В. И. Указ, соч., т. II, с. 99.

[29] Несомненно, имеются в виду гигантские можжевельники Эфиопского нагорья и гор Северного Сомали.

[30] В горах Северного Сомали имеется много видов благовонных деревьев.

[31] Авдиев В. И. Указ, соч., т. II, с. 218, примеч. 148.

[32] "Даже в сравнительно мирное царствование Хатшепсут прочно держится представление о том, что жители покоренных иноземных стран являются "рабами" египетской царицы.

"У меня нет врага ни в одной стране,

Все иноземные страны-мои рабы""

(Авдиев В. И, Указ, соч., т.II, с. 219 - 220, примеч. 12).

[33] Авдиев В. И. Указ, соч., т.II, с. 142.

[34] Авдиев В. И. Указ, соч., т.II, с. 57.

[35] Там же.

[36] Пиотровский Б. Б. Страницы древней истории Северной Нубии.— В кн.: Древняя Нубия. М.-Л., 1964, с. 29 - 30.

[37] Стучевский И. А. Коллективность зернового производства в Древнем Египте эпохи Нового царства.-В сб.: Древний Восток и античный мир. М., 1972, с. 45.

[38]  Там же, с. 40.

[39] Стучевский А. И. Коллективность зернового производства в Древнем Египте эпохи Нового царства, с. 44-45.

[40] См.Кацнельсон И. С. Нубия под властью Египта.-"Вестник МГУ", 1948, №6, с. 29.

[41] Об организации государственных храмовых хозяйств Египта см.: Стучевский И. А. Храмовая форма царского хозяйства Древнего Египта. М., 1962; его же. Зависимое население Древнего Египта. М., 1966.

[42] Кацнельсон И. С. Рабовладение в Куше.-"Вестник древней истории", 1965, № 2, с. 84.

[43] Далее И.С.Кацнельсон делает вывод: "Труд рабов применялся главным образом при строительстве храмов, крепостей и т.п. или же на рудниках и в каменоломнях" (там же).

[44] Мелькарт — букв, "господин города", отождествлялся с Гераклом. Ср. "Геркулесовы Столбы" или "Столбы Геракла"-древнее название Гибралтара.

[45] Шифман И.Ш. Возникновение Карфагенской державы. М.-Л., 1963,с.46.

[46] См. Хенниг Р. Неведомые земли, т. 1. М., 1961, с. 50.

[47] Поплинский Ю. К. Африка и Эгеида. К истории ранних этнокультурных контактов в Средиземноморье. Автореферат. Л., 1975, с. 12, 13.

[48] Начальный год химьяритской эры, к которому, по-видимому, было приурочено основание этого государства,-115 г. до н. э.

[49] 1 В те времена пустыни и степи в Аравии перемежались лесами, о которых говорят Библия и анналы ассирийских царей. В последних мы читаем: "Они (ассирийские воины) шли... погружаясь в леса, тень которых обширна, между деревьями огромными, зарослями шиповника".

[50] Между прочим, в Библии говорится, что Гаракка (Тахарка) привел в Палестину "с силою в тысячи тысяч и колесниц триста".

[51] Соловьева С. С. Война 663 г. до н. э. между Ассирией и Кушем за господство над Египтом.- Мероэ. История, история культуры, язык Древнего Судана. М., 1977.

[52] В эти годы (641-611) пророк Софония даже предрекал Напате гибель: "И вы, кушиты, будете избиты мечом моим... Из заречных стран Куш принесет дары".

[53] Крупнейший итальянский эфиопист К. Конти-Россини принял на веру хвастливое заявление "царя царей", но его соотечественник У. Моннере де Вилляр справедливо указал, что упоминание Куша, Пунта и беджа вместе с Египтом в Накш-и-Рустам не более чем условная формула, выражающая претензии Ахеменидов на "египетское наследство" в Северо-Восточной Африке.

[54] Шифман И. Ш. Рабство в Карфагене.- В кн.: Рабство на периферии античного мира. Л., 1968, с- 248.

[55] Там же, с. 254.

[56] Реку Ликс, по-видимому, можно отождествить с Уэд-Дра. Ее не следует смешивать с другой рекой Ликс, теперь р. Луккус в Северном Марокко.

[57] См. Шифман И. Ш. Перигш Ганнона и проблема карфагенской колонизации Атлантического побережья Марокко.-"Палестинский сборник", вып. 7. М.- Л., 1962, с. 45.

[58] Аnfray Р. Аspects de 1'аrceologie Efiopiene.-"Jurnal of African history", 1968, уо!. IX, N 3, р. 355.

[59] Карибаиль Ватар II, сын Замаралая II (предположительно около середины V в.), создавал поселения сабеев не только в подвластных Сабе районах, но и в союзном с ней Хадрамауте. О присутствии сабеев в Эфиопии V -IV вв. свидетельствуют найденные здесь надписи.

[60] Дридзо А. Д. Гараманты (к вопросу о реконструкции истории и культуры).-"Страны и народы Востока", вып. VIII. М., 1969, с. 259.

[61] Геродот рассказывает, что якобы "гиперборей Абари (с)... носил по всей земле некую стрелу (компас?) и при этом ничего не употребляла пищу. Есть у Афинея (с ссылкой на Клеарха) и еще один легендарный рассказ о фараоне Псамметихе, который, "когда он хотел исследовать истоки Нила, велел воспитать для себя мальчиков на вкушении рыбы и других, которые должны были упражняться в воздержании от питья, для того чтобы они могли исследовать Ливийскую пустыню".

[62] См. Дридзо А.Д. Указ, соч., с. 262.

[63] Там же.

[64] Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. М., 1968, с. 156.

[65] Короствцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 253.



Реклама